Молекулы из будущего
Современная медицина - лекарства, методы, технологии - достигла предела своего развития и стоит на пороге мощного технологического рывка. То, что еще 5-10 лет назад казалось фантастическими предположениями, в ближайшие годы станет реальностью практического здравоохранения. Это еще раз подтвердила недавно прошедшая церемония открытия в Московском физико-техническом институте Геномного и клеточного центра для проведения самых передовых исследований в области геномики, клеточной биологии и тканевой инженерии.
Уникальное оборудование, которым располагает центр, позволяет за считаные дни и часы прочитывать геном разных организмов, а это позволяет выявлять причины заболеваний и искать принципиально новые способы их лечения. Из 10 лабораторий, которые запланированы в центре, в 7 уже идут биомедицинские исследования, ориентированные на медицину, - поиск перспективных молекул для инновационных лекарств, создание новых технологий лечения. Так, в одной из них разрабатывают тест-системы для ранней диагностики редких генетических заболеваний.
- Мы надеемся, что здесь, на самом современном оборудовании, сможем проводить исследования, позволяющие обнаружить гены заболеваний, которые мы до сих пор найти не могли, - сказал заведующий лабораторией медицинской геномики МФТИ, профессор Института общей генетики РАН, профессор и заведующий лабораторией Массачусетского университета (США) Евгений Рогаев.
Евгений Иванович - ученый с мировым именем, открывший один из генов болезни Альцгеймера, принимавший участие в идентификации останков царской семьи. МФТИ сумел привлечь к совместной работе немало ученых такого класса. Они возглавляют лаборатории, обучают российских исследователей и студентов, реализуют различные проекты. О технологиях безоперационного восстановления больного органа, например сердца после инфаркта, рассказал министрам приглашенный профессор МФТИ, директор отдела клеточных технологий и прикладной биологии стволовых клеток Лейпцигского университета (Германия), профессор Августинус Бадер: "Это вполне возможно, если в течение 24 часов после сердечно-сосудистой катастрофы применить клеточные технологии, - пояснил он. - Мы восстановим работу сердца, и на нем не останется постинфарктных рубцов. Ту же технологию можно применять и при повреждениях спинного мозга".
В лаборатории клеточных технологий идет работа по созданию эквивалентов тканей и искусственных органов из них, которые в будущем можно было бы пересаживать человеку. Это решит сразу две проблемы - нехватки донорских органов и реакции их отторжения организмом реципиента. О возможностях биоинформатики, позволяющей быстро выполнять различные расчеты, которые прежде занимали месяцы и годы, рассказал профессор Технического университета Мюнхена (Германия) Дмитрий Фришман, о новых перспективах лечения деменции, болезней Паркинсона, Альцгеймера - директор немецкого центра нейрогенеративных болезней Пьерлуиджи Никотера.
Некоторые идеи российских ученых уже воплощаются в реальность. Об одном из инновационных препаратов рассказал главный врач клинической больницы N 1 управления делами президента, профессор Валерий Бояринцев. Биохит - трансформированный природный хитозан, который получают из покрова ракообразных - быстро останавливает массивные кровотечения при травмах. Он может применяться и в операционных, и для первой помощи пострадавшим во время массовых аварий и стихийных бедствий. Эта разработка сейчас проходит клинические испытания, она позволит заменить дорогие импортные перевязочные материалы.
Что мешает быстрейшему приходу российских инновационных разработок на рынок? На этот вопрос "РБГ" ответили министр промышленности и торговли Денис Мантуров и министр здравоохранения Вероника Скворцова. В течение 20 лет у нас в стране в этой области ничего не делалось, поэтому сейчас мы находимся в положении "догоняющих", признала Вероника Скворцова. А для того чтобы ускорить продвижение научных идей в сторону практического применения, нам необходимо восстанавливать базу, позволяющую производить исследования новых лекарственных препаратов и медицинских технологий на животных.
- Прежде чем начинать исследование новой медицинской разработки на людях, она обязательно испытывается в лабораторных условиях - invitro, и на животных - invivo, чтобы исключить токсичность, негативное влияние на живой организм, - пояснила министр. - У нас нет этой базы, нет необходимых мощностей, практически не осталось вивариев, где можно было бы проводить такие исследования, нет операционных, в которых можно работать с животными, нет специальных "чистых" операционных, подготовленных кадров. Это, разумеется, замедляет продвижение новых препаратов и технологий. Но уже принято решение о создании нескольких центров, с помощью которых мы закроем эти потребности. И открытый в МФТИ исследовательский центр - один из серьезных претендентов на эту роль.
- Стратегия "Фарма-2020" поставила две задачи, - напомнил Денис Мантуров. - Первая из них - обеспечить выпуск импортозамещающих лекарств-дженериков, необходимых практическому здравоохранению. И мы уже близки к ее выполнению, создана база для выпуска большинства нужных препаратов. Вторая задача - создать отечественные инновационные препараты, способные конкурировать с зарубежными. Такая работа при поддержке государства идет во многих лабораториях страны. Думаю, что в 2015-2016 годах первые из этих разработок появятся на рынке.
Комментарии
Она лишает организм естественного развития, он не развивается в противостоянии с бользнью и тем самым теряет запас эволюционной прочности...
Разумеется всё во имя добра и кто будет против - того прибьют реально как угрозу прибыли и человечности...
Но эволюционным процессам то плевать - идёт наработка не состоятельности и рано или поздно всё рухнет от какой либо натренированной бактерии которая вид людей уничтожет махом и без больших усилий...
Ну а гены это один из механизмов который много занимает места в нашем сознании но лишь потому то мы не хотим признавать иные, нам так удобней..
хотя на самом деле удобней так тем кто понимает всё то что нам запрещает и опираясь на наше не желание мыслить нами правит..
Доколе мы будем слушать этот бред. Кто будет делать субстанции этих препаратов? Так до скончания века из китайского мешка в российский пересыпать и клеить свои этикетки? Все время происходит подмена понятий. Говорят о лекарствах и никогда о действующих веществах, как будто они из воздуха берутся. Как можно называть что-то отечественным препаратом, если его основа имеет иноземное происхождение. Не называют же, например, автомобиль Форд российской сборки отечественным автомобилем. Или это вопрос времени?
Даже если наши ученые, на "уникальном" иноземном оборудовании создадут "отечественные инновационные препараты" опять встанет вопрос, а кто производить действующие вещества будет? А никто. Угробили все. Поэтому "Стратегия ...