СМИ призвали "Мечел" и Зюзина "покаяться" за ситуацию на ЗМЗ
Проект по спасению Златоустовского металлургического завода, широко разрекламированный в 2009 году как пример высокой социальной ответственности принадлежащей Игорю Зюзину Группы «Мечел», официально признан провальным, сообщила накануне «Свободная Пресса» в материале «Зюзин должен покаяться за ЗМЗ». Стратегическое партнерство двух предприятий официально прекращено, часть производства на ЗМЗ остановлена, а близкая к «Мечелу» московская компания «Салис» инициировала процедуру банкротства златоустовского завода. Пресс-служба «Мечела» распространила в СМИ официальное заявление о том, что компания «не является собственником ЗМЗ и не может нести ответственность за его судьбу». Власти Челябинской области вынуждены брать под личный контроль процесс банкротства ЗМЗ, начатый его бывшим «спасителем», и в авральном режиме искать для него новых стратегических партнеров.
Напомним, что входящий в группу «Мечел» Челябинский Металлургический комбинат (ЧМК) в 2009 году по инициативе тогдашнего губернатора Челябинской области Петра Сумина стал партнером ЗМЗ. Это случилось вскоре после того, как рабочие комбината объявили голодовку и обратились к тогда занимавшему пост премьер-министра РФ Владимиру Путину. По мнению наблюдателей, участие в проекте по спасению златоустовского завода стало для Игоря Зюзина способом улучшить свою репутацию в глазах верховной власти. "Мечел подтянет отстающих", — сообщала, к примеру, в августе 2009 года газета "РБК-Дэйли". "Мы полагаем, что данное сотрудничество для "Мечела" может быть частью "социальной ответственности бизнеса", к которой российских предпринимателей активно призывал Владимир Путин"— рассуждал по этому поводу аналитик "Арбат Капитала" Артем Бахтигозин.
На протяжении нескольких последующих лет местная пресса воспевала «Мечел», как бескорыстного спасителя ЗМЗ. Однако к 2011 году выяснилось, что все это время ЗМЗ накопил колоссальные долги, значительная часть которых стала результатом искусственно создаваемых обязательств перед «Мечелом», пишет «Свободная Пресса». К ноябрю 2011 года долг группы «Эстар» (в которую входит Златоустовский завод) перед различными структурами Игоря Зюзина дорос почти до миллиарда долларов. В это же время начали впервые звучать предположения, что «Мечелу» было бы проще получить контроль над ЗМЗ через процедуру банкротства, одновременно избавившись от убыточных направлений и проведя массовые сокращения. За те четыре года, пока «Мечел» осуществлял оперативное управление ЗМЗ, на предприятии уже были закрыли шесть цехов, а численность его работников упала больше чем вдвое - с 9 до 4,2 тысяч.
В начале 2013 года «Мечел» столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, так что «социальная ответственность» стала Игорю Зюзину не по карману,– пишет «Росбалт». Сначала по инициативе «Мечела» было официально объявлено о разрыве партнерства с ЗМЗ, а затем, 14 октября 2013 года, московское ООО «Салиса», связанное с «Мечелом», подало в челябинский областной арбитраж иск о банкротстве златоустовского завода. Первое заседание по делу намечено на 21 ноября.
В итоге, в минувшую пятницу глава Челябинской области Михаил Юревич заявил, что «руководство «Мечела» оказалось не готово к принятию консолидированного решения, уклоняясь от встреч и контактов» и усугубляет тем самым и без того непростую ситуацию на предприятии.
Позицию руководства «Мечела» по ЗМЗ считаю непоследовательной, – сказал Юревич.– Нарушены обязательства перед федеральными властями, правительством области и коллективом завода». В ответ на это, пресс-служба «Мечела» распространила в СМИ скупое официальное заявление о том, что компания «не является собственником предприятия и не может нести ответственность за судьбу ЗМЗ».
Челябинский губернатор Михаил Юревич и ранее называл подключение «Мечела» к спасению ЗМЗ стратегической ошибкой прежних областных властей. «Проблемы на заводе возникли не сегодня и даже не вчера. С конца девяностых постоянно меняются собственники, сокращается коллектив. Были времена, когда завод работал стабильно, выдавая около $5-6 млн прибыли ежемесячно. Однако потом предприятие было продано, на завод набраны кредиты на 15-17 млрд рублей, которые непосильны для него. После этого завод был передан челябинскому «Мечелу» по просьбе тогдашнего губернатора Петра Сумина, что стало стратегической ошибкой», – заявил южноуральский губернатор. В нынешней ситуации, считает Юревич, «важно, чтобы завод приобрел эффективного собственника. Конечно, (кое-кому) хочется просто собрать и сдать завод в металлолом, но это недопустимо. Мы будем бороться за ЗМЗ».
По мнению СМИ, именно от позиции «Мечела» как от бывшего партнера, ключевого кредитора, прямого конкурента и фактического инициатора нынешней кризисной ситуации зависит дальнейшая судьба ЗМЗ. «Росбалт» считает, что Игорь Зюзин пытается диктовать группе «Эстар» такие условия по передаче ЗМЗ новому управляющему, которые позволили бы «Мечелу» не просто выйти из этого проекта без потерь, но еще и немного заработать. Пока власти области называют максимальную цену за ЗМЗ на уровне в 1,5-2 млрд руб., со стороны «Мечела» неформально звучит оценка в 9,4 млрд руб. Кроме того, выдвигаются условия оплаты новым стратегическим партнером долгов перед структурами Зюзина, причем с предоставлением бюджетных гарантий под соответствующие обязательства. А по мнению заместителя председателя правительства области Ивана Феклина, условия, которые выдвигает «Мечел», похожи на шантаж, попытку решить свои финансовые проблемы за счет жителей Южного Урала.
На самом предприятии такая позиция вчерашнего партнера и «спасителя» уже вызвала откровенное недоумение. «Непонятная ситуация. К кому нам апеллировать? Тут точно не только экономическая причина, – цитирует «АиФ-Челябинск» руководителя профсоюза Златоустовского метзавода Марата Сафиева.– Рабочие подозревают, что «Мечелу» проще «закрыть предприятие, ведь если холдинг продаст его, мы встанем на ноги и создадим ему конкуренцию на рынке».
Как убеждены СМИ, если компания Игоря Зюзина действительно будет последовательна в своем желании не иметь к нынешним проблемам ЗМЗ никакого отношения, она должна отозвать иск о банкротстве, отказаться от требования выплаты многомиллиардного долга и принять любую схему решения кризисной ситуации, которая будет предложена другими, более заинтересованными в судьбе завода сторонами. На фоне глобальных проблем группы, долг которой уже приближается к $10 млрд, признание собственных ошибок, допущенных в проекте по «спасению ЗМЗ», будет для Игоря Зюзина наименьшим из возможных зол.
Комментарии