Сергей Кизима: экономика Китая слишком эффективна для ТС

24 октября президент России Владимир Путин сообщил на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске, что Индия проявляет интерес к подписанию договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом: «Только что у нас в гостях был наш большой друг, премьер-министр Индии.

Он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом». Президент отметил: «Думаю, что имея в виду объемы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам нужно самым серьезным образом отнестись к этому предложению».

Для того чтобы оценить последствия создания Таможенным союзом зоны свободной торговли (ЗСТ) с Индией, прежде всего надо рассмотреть текущее состояние дел индийской экономики и ее перспективы. При этом совершенно разумно провести этот обзор в сравнительной перспективе на основе того, как обстоят дела в самом Таможенном союзе и его наиболее перспективных членах – Кыргызстане, Армении и Таджикистане. Хотя Индия и не стремится вступить в эту организацию, ЗСТ с ней сможет максимально приблизить Дели к внутренним правилам игры.Хорошей основой для объективного исследования является база данных МВФ. Используя ее, мы можем убедиться, что Индия лидирует по таким показателям, как доля ее ВВП по паритету покупательной способности в мировой экономике и темпы прироста экономики. ВВП Индии в процентном отношении к общемировому вырос с 3,06% в 1992-м до 5,67% в 2012 году.

Для сравнения: из нынешних членов Таможенного союза рост ВВП к мировому за этот период характерен лишь для Казахстана и Беларуси. У Казахстана он возрос с 0,27% в 1992 году до 0,28% в 2012 году, у Беларуси ВВП увеличился с 0,16% до 0,18%. У России, к сожалению, с 1992 по 2012 год ВВП сократился с 4,2% до 2,99% от общемирового. Из стран, являющихся потенциальными членами организации, преуспела лишь Армения.

Ее ВВП с 1992 по 2012 год вырос с 0,015% – до 0,023%. ВВП Кыргызстана за указанный период сократился с 0,025% – до 0,016%, а ВВП Таджикистана с 0,024% от мировой экономики до 0,021%. Уже эти первичные данные позволяют убедиться, что Индия не будет пассивным участником в возможной ЗСТ, а сможет внести серьезный вклад в развитие самого Таможенного союза, располагая не только экономикой в полтора раза большей, чем у стран-членов, но и демонстрируя превосходящие темпы экономического роста.

При этом учтем и то, что Индия смогла добиться таких показателей в условиях беспрецедентного роста населения, которое за прошедшие два десятилетия возросло почти в полтора раза, с 882 миллионов до 1211 миллионов человек. Чтобы избежать подобных проблем со слишком быстрым ростом населения, Китай, кстати, предпринял ряд очень жестких мер по сокращению рождаемости, в результате которых, по оценкам экспертов, в стране не родилось около 300 млн человек за три прошедших десятилетия.

Индия предпринимала лишь отдельные шаги в этом направлении, что не дало должного эффекта. К сожалению, из действующих и потенциальных членов Таможенного союза только Кыргызстан и Таджикистан смогли похвастаться ростом населения с 1992 по 2012 год, но, как отмечалось выше, ВВП этих стран в итоге сократился к общемировому.

Неплохих показателей Индия смогла добиться и в области инвестиций. С 23,75% в 1992 году они выросли до 35,6% от объема экономики, по данным на 2012 год. Это выше, чем у любой из стран – членов Таможенного союза и кандидатов на вступление. Максимально близко к индийскому результату приблизилась Беларусь с результатом в 33,7% по итогам 2012 года. На втором месте находится Кыргызстан с 26,7% инвестиций в размере от ВВП, на третьем – Россия с 24,9%, на четвертом – Казахстан с 23,6%, на пятом – Армения с 22,5%, на шестом – Таджикистан с 16,7%.

Выигрышно большинство стран Таможенного союза смотрятся на фоне Индии по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. В Индии он составляет 3,8 тысячи долларов на душу в 2012 году. Лидирует Россия с 17,5 тыс. долларов по итогам 2012 года, на втором месте находится Беларусь с 15,5 тыс. и на третьем – Казахстан с 13,5 тыс. долларов. Из потенциальных кандидатов на вступление только Армения находится выше уровня Индии – ВВП на душу в ней составляет 5,9 тысячи долларов. В Кыргызстане этот же показатель уже значительно меньше индийского – 2,4 тысячи долларов, а в Таджикистане отстает еще значительнее – 2,2 тысячи долларов.Конечно, может возникнуть вопрос, почему бы не создавать ЗСТ не с Индией, а с Китаем, который значительно более преуспел, чем Индия, в развитии своей экономики за прошедшие два десятилетия. К примеру, его ВВП вырос с 4,11% от общемирового в 1992 году до 14,74% к 2012 году. К сожалению, в самой постановке вопроса кроется и разумный ответ. Экономика Китая чрезмерно эффективна для создания Таможенным союзом с ним ЗСТ в ближайшие годы.

Если такая зона будет создана, промышленный сектор стран, участвующих в евразийской интеграции, может войти в затяжной кризис из-за непосильной конкуренции со слишком эффективной и более современной китайской промышленностью. А это заведомо не является идеей интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В случае же с Индией можно ожидать более-менее жесткой конкуренции лишь в сферах текстильной и горнодобывающей промышленности, фармацевтики, сектора информационных технологий. По этим направлениям можно согласовать квоты на поставки индийских товаров и услуг, которые минимизируют риски для производителей в Таможенном союзе. В других отраслях экономики явное преимущество будет на стороне стран Таможенного союза.

Оценивая возможности и риски на пути создания ЗСТ с Индией, можно полностью согласиться с Владимиром Путиным о необходимости самым серьезным образом рассмотреть эту перспективу. Тем более что ЗСТ не создает тех рисков, которые могли бы возникнуть в случае полноценного вхождения Индии в Таможенный союз, включая неконтролируемое проникновение дешевой рабочей силы. Преимуществ в установлении режима ЗСТ с Индией ощутимо больше, чем недостатков. В том числе и непосредственно для России, уже наладившей тесное взаимодействие с Индией по линии БРИКС.