Занять до выборов Минск может только у Москвы

На модерации Отложенный

Согласно оценкам независимых экспертов, даже в самом благоприятном случае только для сохранения экономической ситуации на нынешнем уровне Беларуси в следующем году придется где-то изыскивать 4,5-5 млрд. долларов внешних заимствований. Единственным реальным источником внешнего финансирования является Россия, которая может потребовать за него несоразмерную плату.

Деньги не просто нужны, а очень нужны. Сам белорусский лидер, выступая 29 октября в Минске на молодежном форуме «Традиции. Молодежь. Будущее», признал, что 2015 год окажется «очень непростым», так как он «будет определять будущее нашей страны по многим-многим направлениям».

Едва ли является большим секретом, что в виду имелись следующие президентские выборы. Ведь население страны уже привыкло, что к этим кампаниям уровень жизни не то что не падает, а резко возрастает. И нарушение сложившейся доброй традиции оно может не понять…

Запад все равно не раскошелится, так нечего и подстраиваться

С 17 по 28 октября в Минске работала миссия МВФ, которая оценивала текущее состояние и перспективы белорусской экономики. Власти, естественно, попытались воспользоваться этой ситуацией, чтобы обсудить возможность заключения программы для получения нового кредита. Как заявил 24 октября министр экономики Николай Снопков, «мы, конечно же, обсуждаем вопрос о программе стенд-бай и очень на нее рассчитываем».

Под такую соблазнительную перспективу в начале октября был презентован план совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию экономики, центральным элементом которого стало введение на следующий год жесткого режима экономии. При этом ВВП предполагалось сократить до 2,4% против запланированных ранее 5,7%; прогнозируемый же уровень инфляции был, напротив, увеличен с 11% до 14,5%.

Поскольку программа продемонстрировала признание властями необходимости изменения экономической политики и в заметно большей степени отражала существующие реалии, то экспертам МВФ она в целом понравилась. Однако руководитель миссии Дэвид Хофман высказал мнение, что для успешного решения сложных задач необходимо сделать больше. При этом, хорошо зная здешнюю систему управления, добавил, что без личного согласия на реформы Александра Лукашенко о новом кредите не может быть и речи.

Судя по всему, властям стало ясно, что вероятность получения денег в МВФ очень мала. В силу этого уже через два дня после отъезда миссии упомянутый план претерпел кардинальные изменения, документы приобрели более вдохновляющий вид. Так, прогноз по росту ВВП повысился до 3,3%, а по инфляции сократился до исходного показателя.

На третий мир надежда крайне слабая

Не похоже, что готовы раскошелиться и давние друзья.

Несмотря на оптимистические заявления насчет «активного развития всестороннего стратегического партнерства» с Китаем, прозвучавшие 1 ноября на встрече Лукашенко со специальным представителем председателя КНР, крайне маловероятно, что Пекин выделит деньги в необходимом Беларуси объеме. По крайней мере, до сих пор в масштабном альтруизме он замечен не был.

На Венесуэлу в сегодняшних условиях рассчитывать явно не приходится. Азербайджанский же президент Ильхам Алиев, в свое время дававший в долг Минску, ныне может проявить сдержанность, учитывая сближение Армении с Таможенным союзом и, как следствие, обострение проблемы Нагорного Карабаха.

Кремль выручит. Но не даром

В итоге единственным более или менее реальным источником поступлений остается Москва. К тому же белорусским руководством уже оглашен подходящий вариант ценой как раз около 4 млрд. долларов — отмена ежегодного перечисления Беларусью в бюджет России экспортных пошлин на нефтепродукты, что Путин будто бы и обещал сделать с 1 января 2014 года.

Эта тема была снова поднята на заседании Высшего Евразийского экономического совета, прошедшем в Минске 24 октября. В итоге устами Владимира Путина была декларирована договоренность «двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и ЕЭП».

Впрочем, первый вице-премьер России Игорь Шувалов вслед уточнил, что Москва будет готова отменить экспортные пошлины на нефтепродукты лишь с 2015 года, и то при условии, если Минск тоже снимет все изъятия в торговле в рамках ТС.

Таким образом, вопрос теперь заключается в том, настолько ли важен ТС (который планируется преобразовать в Евразийский экономический союз) для Кремля, чтобы тот в очередной раз согласился срочно протянуть официальному Минску «братскую» руку помощи.

На определенные сомнения по этому поводу наводит, например, тот факт, что уже после саммита Дмитрий Медведев поручил разработать документы, ограничивающие ввоз алкогольной продукции из Казахстана и Беларуси. Подобные ограничения на передвижение товаров нарушают сам принцип ТС и способны его разрушить.

А тут еще первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко стал публично пенять на ТС, назвав несовершенство его нормативной базы причиной убыточности белорусской экономики…

Однако, как представляется, при всех сложностях отношений с «главным союзником» на произвол судьбы Москва его не оставит. Но будет вынуждать идти на все новые уступки, так что после вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе от реального суверенитета Беларуси может остаться одна видимость.