Нужно ли нам "словарное гетто"?

На модерации Отложенный

Что делать, если неприятные слова произносит близкий тебе человек.

«Бранные, оскорбительные слова нужны языку, без них никак. Не будь их - как, например, писатель создаст речевой портрет персонажа? Как сделает так, чтобы нам все про него стало ясно? Вот в этом-то все и дело - таким словам нужна маркировка»

Однажды женщина, которая приходила ко мне домой делать маникюр и была всегда мила, говорлива и похожа на Шурочку из месткома, вдруг, придирчиво рассматривая подпиленный ноготь, сказала: «Придется машину ремонтировать. Чурки какие-то въехали». Мой палец инстинктивно дернулся, а вообще очень захотелось сразу спрятать руки под стол. Я вежливо сказала, что не люблю это слово и сама его не использую.

Я слышала много таких историй - о том, как одно слово может мгновенно даже не оттолкнуть, а отбросить от собеседника. В «Слове и антислове» Михаил Козырев рассказывал, как пошел с девушкой в кино, а она, наклонившись, сказала ему на ухо, комментируя фильм: «Вот за это черных и ненавижу». Он даже не стал ее провожать, посадил в машину и все.

На этой неделе, в день, когда в Москве проходил «Русский марш», режиссер Олег Дорман написал на своей странице в фейсбуке: «А неплохо бы думающим людям никогда, ни при каких условиях не попустительствовать национализму. Вот услышал, что человек сказал "жид" или "чурка", - отойди навсегда. И пусть тот хоть донор будет, хоть сапер, хоть отличный скрипач, хоть почетный святой».

Многие согласились, но многие задали и справедливый вопрос: как быть, если эти слова произносит близкий тебе человек - друг, которого знаешь сто лет, престарелый родственник? Ведь не всегда мы ограничиваемся ролями «клиент-маникюрша» или «девушка на первом свидании». Отойти навсегда не получится. И даже согласие с Дорманом о непопустительстве оставляет место для вопроса: а надо ли? В случае с родственниками и старинными друзьями мы попадаем в ловушку, из которой почти нет способа выбраться. Остается либо пытаться что-то объяснить и изменить, либо тщательно избегать этих тем в разговорах, либо просить «в моем доме не выражаться». Но ни одно из этих средств не универсально и не защитит нас от «чурки» или «хача», которые могут прозвучать совершенно неожиданно.

И в моей жизни были бы потери поважнее смены маникюрши, отойди я навсегда от тех, кто произносит эти слова.

Но всякий раз, когда я пытаюсь найти выход, я думаю о том, почему бы не объединить все эти слова в каком-то специальном словаре - чтобы все всем было понятно раз и навсегда. Словарное гетто для «жидов», «чурок» и «черножопых» в толковых словарях, к примеру, существительного «чурка» именно в этом значении нет - есть только «короткий обрубок, кусок дерева» и «бесчувственный, глупый человек». «Хачье» и «хачи» есть только в словарях жаргона, и без всяких помет. У «жида» помета совсем невинна - разговорно-сниженное. То, что эти слова могут быть оскорбительными, словари не отмечают.

Все мы понимаем, что в современном русском языке это плохие слова. И важно то, что многие люди употребляют их, не думая, что вместе со словом транслируют пренебрежительное отношение к народу

Я поделилась идеей словарного гетто с известным лингвистом, автором книги «Русский со словарем» Ириной Левонтиной. Она сказала, что не уверена насчет отдельного словаря, но убеждена в том, что все эти слова должны быть представлены в больших словарях русского языка и иметь точные пометы: «Скажем, "нерусь" и "жид" я бы пометила как бранные, "чурка" и "хач" как презрительные, "макаронник" и "хачик" как пренебрежительные. Ужасно неприятное, вульгарное слово - "черные", но затруднюсь сразу предложить помету. Все эти пометы для каждого слова, конечно, лексикографам надо было бы обсудить. Все мы понимаем, что в современном русском языке это плохие слова. И важно то, что многие люди употребляют их без особой цели, не думая: "Мне там один хачик машину чинит", но вместе со словом транслируют и пренебрежительное отношение к народу».

В рубрике «Слово и антислово» мы задаем нашим собеседникам еще один важный, как мне кажется, вопрос: «Какие слова вы бы изъяли из русского языка?» Многие изъяли бы именно эти, перечисленные. Но такой акт изъятия не имеет никакого смысла. Бранные, оскорбительные слова нужны языку, без них никак. Не будь их - как, например, писатель создаст речевой портрет персонажа? Как сделает так, чтобы нам все про него стало ясно? Вот в этом-то все и дело - таким словам нужна маркировка. Пусть ходят со словарными нашивками. Уж извините за эту аналогию.