Афганистан: США остаются в одиночестве

Афганистан является болевой точкой нашей цивилизации свыше 30 лет. Само название этой горной страны отзывается скорбью в сердцах людей по всему миру. Напоминает об утрате близких и тяжелых ранениях родных. В самом Афганистане с 1978 года были убиты и ранены миллионы местных жителей, мирных и не очень. Их смерть, как и гибель многих солдат из десятков зарубежных стран, не приблизила страну к миру и не сделала счастливее никого под Солнцем. В ближайшие годы Афганистан ждут новые крутые перемены – и сомнительно, что они будут позитивными. Вполне возможно, что они станут реинкарнацией старых проблем с углублением новых противоречий – как для самого Афганистана, так и для близлежащего региона.

В 2014 году международный войсковой контингент ISAF должен покинуть самую неспокойную страну Среднего Востока. Войска ISAF были сформированы под эгидой блока НАТО и в пору своего максимального расширения (лето 2011 года) насчитывали 132.000 бойцов. Конечно, основную роль в ISAF всегда играли подразделения US Army – тем же летом 2011 их численность составляла около 90.000. Но формально в «афганский контингент» входили войсковые соединения 50 стран мира. В нем участвовали как ближайшие союзники США в виде европейских лидеров НАТО, так и страны Азии и Океании, вплоть до экзотических островов Тонга. Участие в афганском миротворчестве демонстрировало приверженность страны к западным ценностям, обеспокоенность ее правительства борьбой с международным терроризмом. Тем более, что членам правительств не нужно лично продвигать бронированную демократию – с этим справятся бравые солдаты под руководством американских генералов.

Участие в ISAF было престижным и почетным, его добивались, о нем просили. Численностью своего контингента, важностью его операций можно было подчеркнуть близость к мировому лидеру. Некоторые страны бывшего СССР отправили тысячи солдат в афганские горы и пустыни – разумеется, на добровольной основе и по выгодным контрактам (если не убьют). Но многим государствам НАТО и в голову не приходило расписываться в лояльности дяде Сэму кровью собственных сограждан. Сейчас же пришла пора других демонстраций. Под названием «Наши войска уходят сами и Белый Дом нам не указ».

Престижно и почетно стало вывести войска из Афганистана без оглядки на мнение США. Сказалось осознание бесполезности насильственной демократизации дальних стран, экономические проблемы Европы и негативное общественное мнение, сыграл свою роль и ширящийся скандал имени Э. Сноудена. Четыре тысячи итальянских солдат уже покинули страну, германский контингент сокращен вдвое, многие страны ограничили свое присутствие минимальным составом. Намерение США переформатировать миссию ISAF с целью сохранить вооруженное присутствие в Центральной Азии и после 2014 года наталкивается на подчеркнутое нежелание любых союзников в этом участвовать.

Судите сами – еще два года назад число неамериканских военнослужащих в Афганистане составляло солидные 42.000 солдат, что соответствует нескольким полностью укомплектованным дивизиям. В октябре 2013 глава Пентагона Ч. Хейгел озвучил план по общей численности войск НАТО после вывода из Афганистана – 12.000 инструкторов, офицеров и солдат.

Сами США согласны, как и раньше, играть ведущую роль в этом «присутствии после эвакуации», на уровне 9.000 военнослужащих. От всех союзников по НАТО – от 27 европейских держав – требуется поддержка в виде трехтысячного контингента. Что в десять раз меньше числа войск западной коалиции в Афганистане еще два года назад. Вместо этого на последнем саммите НАТО в Брюсселе американская делегация была вынуждена выслушивать издевательские предложения от «союзничков». Мол, давайте сократим наше присутствие в Афганистане после 2014 года…до восьмитысячного контингента. То есть сделаем военную миссию НАТО полностью американской. Сами начали свой дальний поход против международного террора – пусть сами и заканчивают, как получится. А мы из Европы понаблюдаем и поможем советом или иным словесным сочувствием.

В ноябре 2013 США должны определиться с составом своей вооруженной миссии в Афганистане после 2014 года. Желание присутствовать в Афганистане власти США объясняют заботой об американских инвестициях (суммарно за 11 лет они составили 97 млрд. $), стремлением обеспечить хоть какую стабильность действующей власти. Вполне понятные цели. Речь уже не идет о борьбе с талибами или противодействии мировому террору – следует доказать всему миру и самим себе, что 2.285 американских солдат и офицеров не зря погибли в этих проклятых горах…

В любом случае ясно – десятикратное сокращение американского военного присутствия повлечет появление новых и серьезнейших проблем для региональной безопасности. Которые вовсе не обязательно будут связаны со скорейшим возвратом талибов к власти или к девятому валу диверсий против промышленных, гражданских или военных объектов. За последние пять лет в Афганистане, пусть и медленно, но неуклонно снижалось производство опиумного мака. Если в 2002 году – в первый год военных операций ISAF – его сбор оценивался в 2.700 тонн, то к 2007 он достиг 8.200 тонн.

Укрепившись в стране и ощутимо подперев режим Х. Карзая высокотехнологичными штыками, войска НАТО предприняли меры по ограничению наркотического производства. В результате оно достигло довоенного уровня около 3.000 тонн в год. От ухода войск международной коалиции, от немногочисленности подразделений US Army больше всего выиграет международная наркомафия – свои позиции на маковых полях она вернет сразу, рывком. Отметит очередную эвакуацию очередных интервентов из Афганистана рекордным урожаем героинового сырья. С учетом того, что разграничить наркомафию и радикальных исламистов в Афганистане зачастую невозможно, к массированному росту их финансовых возможностей нужно готовиться заранее.

Сами они медлить не будут. Когда на кону не только возврат многомиллиардных прибылей, но властные перспективы, промедление смерти подобно. Смерть в Афганистане стала привычной гостьей – следует постараться выставить барьер ее распространению заблаговременно. К сожалению, весь регион не может погрузиться в транспортные «Геркулесы» и улететь на другой край земного шара.