Карибский кризис: тринадцать дней страха

В истории Холодной войны – и всего двадцатого века – есть глава, которая могла стать последней. Мир подошел вплотную к той черте, которая разделяет Холодную войну и ядерную зиму. Судьба людей оказалась в руках двух политиков. Один из них вскоре был убит, второй – отправлен в отставку. О Карибском кризисе известно из книг и документальных фильмов. Уникальный сегодня шанс – поговорить о событиях октября 62-го с живым свидетелем тех судьбоносных 13-и дней.

Рада Никитична Аджубей живет на Тверской в небольшой трехкомнатной квартире. Ее отец – Никита Сергеевич Хрущев, - человек, который обещал показать кузькину мать Америке и который едва не выполнил свое обещание.

Согласно советской версии, кризис вызвало размещение в 1961 году американских ракет средней дальности в Турции. В качестве ответной меры Москва разместила свои ракеты с ядерными боеголовками на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Он не сразу решился на то, чтобы взять Кубу. Куба далеко… денег нет…"

Денег не было, но был принцип – пощекотать американцев в носу.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Ну вот американцы – почему они могут, а мы не можем?"

Обнаружение советских ракет было делом времени. Поэтому снимки самолета-разведчика У-2 для руководства СССР сюрпризом не стали. Но они, разумеется,  шокировали американцев. В Вашингтоне начали готовиться к войне. Кеннеди эвакуировал свою семью. Семья Хрущева все это время оставалась в Москве.

22-го октября Кеннеди объявил военно-морскую блокаду Кубы, предупредив, что вооружённые силы США "готовы к любому развитию событий". Никогда еще перспектива войны между двумя державами не выглядела более реальной.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "На самом деле, ни на одну секунду не хотел войны, амбиции, силы".

Но ближе всего к ядерной войне мир подошел в "черную субботу", 27-го октября. В тот день два самолёта фоторазведки ВМС США были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы. Военные советники Кеннеди пытались убедить президента отдать приказ о вторжении "пока ещё не поздно". Когда ситуация, казалось, обострилась до предела, лидеры США и СССР обменялись письмами, которые и решили судьбу кризиса. Это была не дипломатическая переписка. Кеннеди и Хрущев, в разгар Холодной войны, говорили друг с другом начистоту.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Президент через брата своего Роберта передавал напрямую – надо срочные меры принимать – генералы давят – это говорил Кеннеди".

В итоге советские ракеты были демонтированы. Американцы обязались отказаться от планов вторжения на Кубу. Мирное разрешение кризиса удовлетворило не всех. Смещение Хрущёва несколькими годами позже можно частично связать с раздражением в Политбюро ЦК КПСС уступками США.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Если бы не убили Кеннеди и не сняли Хрущева, отношения развивались бы".

Коммунистическое руководство Кубы расценило компромисс как предательство со стороны Советского Союза, поскольку решение, положившее конец кризису, было принято исключительно Хрущёвым и Кеннеди.

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Фидель был раздражен – решение было принято до того, как он узнал об этом".

Некоторые американские генералы также были недовольны этим результатом".

Говорит Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева: "Кеннеди пошел на то – базы уберут – придерживались договора".

Но именно этот кризис, а вернее – его мирное разрешение – стало переломным моментом в Холодной войне. Было положено начало разрядки. Здравый смысл взял верх над идеологическими догмами. Ведь в ядерной гонке нет победителей.