Греция: ошибки прошлого и опасности будущего

Греция – во многом уникальная страна, да не обидятся на эту фразу за океаном. Древнейшая европейская цивилизация, общепризнанная колыбель культуры, искусства, философии и гуманитарных ценностей. Страна с республиканской формой правления в античную эпоху и с тиранией во второй половине XX века. Государство, где на смену военной хунте приходит королевский режим, а ежегодный прирост ВВП годами бьет новейшие европейские рекорды (с 2002 по 2007). Яркая картинка перспектив евроинтеграции для малых стран, желанный образец для подражания еще несколько лет назад.

Сейчас, правда, в Элладе время других рекордов. Греция стала первой в мире, кого исключили из клуба развитых стран. Членство в этой неформальной, но почетной организации продолжалось всего 12 лет, с 2001 по 2013 год. Причиной стал неутихающий спад греческой экономики, разлад социальной сферы, массовая безработица и эмиграция, особенно среди молодежи.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов тяжелее всего отразился именно на Греции. Этот пресловутый кризис спадал в одних странах, едва задевал другие и успешно преодолевался третьими – в Греции же он бушует пятый год. Конца этому шторму не видно, не смотря на многочисленные усилия Евросоюза в виде финансовой помощи «миллиард за миллиардом» и постоянные антикризисные меры правительства Греции. Помощь ЕС удерживает страну на плаву – но при неутихающем шторме одного спасательного жилета мало, нужна благополучная гавань. Каждая политическая сила в Греции имеет собственное представление о местонахождении этой счастливой гавани и единственно верном маршруте к ней. Если взглянуть на нынешние проблемы древней страны с ракурса социальных и общественных гарантий недавнего прошлого, то можно понять глубину греческого кризиса. При этом оказывается, что политические лоцманы пользуются неверными картами и фальшивыми компасами.

Масштабные социальные гарантии, корпоративная и государственная забота о сотрудниках и соотечественниках считаются самоценными и неоспоримыми достижениями прогресса. Оспаривать такое мнение – чуть ли не моветон. Хорошо. Просто перечислим, в какой форме эти заботливые достижения существовали в докризисной Греции всего несколько лет назад (а многие преспокойно действуют и поныне):

- На государственной службе число зарплат варьировалось…от 14 до 16. Четырнадцать окладов получали все госслужащие без исключения. Тринадцатая зарплата приурочивалась к Рождеству, четырнадцатая – к Пасхе, население ведь в основном православное. Пятнадцатый оклад выдавали уже не всем, а работникам с солидным стажем, он являлся бонусом к трудовому отпуску. Шестнадцатой зарплатой «отличились» депутаты греческого парламента в неусыпных думах о благе народа Эллады.

- Субсидии, пособия, дополнительные выплаты и налоговые льготы отличались потрясающим разнообразием и ползучим распространением. Сотрудники банков и офисов получали солидные надбавки за…компьютерную грамотность на уровне «Как печатать тексты в Word» – хотя без таких знаний невозможно приступить к работе в тех же банках и офисах. Сторожа награждались премиями…за лишние ночные обходы охраняемой территории (что никто не мог проверить, кроме самого сторожа). Греческим лесникам доплачивали…за работу на свежем воздухе. Они бы и рады в помещении потрудится – так деревья, проклятые, в лесу растут! Множество категорий госслужащих получали материальные поощрения за…своевременный выход на работу, вплоть до 20 % от оклада. Терял право на такую доплату только тот сотрудник, кто опоздал на полчаса не менее трех раз за месяц.

- Целые категории работников декларировали свой доход на заявительной основе. Например, таксисты или продавцы на рынках – и этот доход оказывался мизерным, хоть плачь! Но зачем же плакать, если есть дотационные фонды. Где никто не спросит о налогах, а напротив – выпишет пособие и объяснит дорогу к ближайшему банку для его скорейшего получения. 99 % частных предпринимателей (которых в 2009 было более 600.000) просто указывали в графе «Доход» сумму меньше минимальных 10.500 евро в год – и освобождались от оплаты любых налогов.

- В государственном секторе человека нельзя уволить. До сих пор, на уровне конституционных гарантий. Хорошее правило, правда? Нельзя уволить, и все, как бы он не работал. В начале осени этого года получила огласку история двух убийц, осужденных еще в 2009 на 16 лет тюрьмы и на пожизненный срок – их до сентября 2013 года не могли уволить из государственного банка. Хотя уже состоялись судебные заседания, преступники отбывают четвертый год заключения – а изощренность государственных гарантий не позволяет лишить убийц работы, им исправно начисляется минимальный, но оклад. И это через пять лет после начала кризиса.

- В частном секторе греческой экономики человека уволить можно – но не более двух процентов от общего числа работников. Заметьте – речь идет о частных предприятиях, где оптимизировать число сотрудников запрещает государство. Сейчас эта норма увеличена до 4 %, но все равно масштабные сокращения осуществить нельзя.

- Большинство государственных служащих на пенсии получали ее 13 и 14 раз в году. Вообще в Греции были самые высокие пенсии в Европе, если брать средний уровень. Пенсионные выплаты рассчитывались за один последний год – на эти 12 месяцев человеку серьезно повышали зарплату. Норма о получении пенсии вдовами заслуженных военных или видных госслужащих после их смерти есть во многих странах. В Греции она дополнена правом получать такую пенсию их незамужним и разведенным дочерям. Оно по-человечески понятно – но такого и в благополучной Германии нет…

- Фактически поощрялся уход от налогов. Например, операции с недвижимостью через оффшорные фирмы облагались налогом в 3 %, что было элементарно выгодно в солидном размере. Естественно, крупные бизнесмены так и поступали. Дивиденды вообще не облагались налогами – владельцу концерна оставалось переформатировать доход в дивиденды – и честно смотреть в глаза любому налоговому инспектору. Концентрированно отношение докризисного правительства Греции к таким законодательным дырам выразил министр с символической фамилией Й. Вулгаракис: «Раз законно – значит, и этично».

Этот список «сытых» особенностей недавней греческой жизни можно продолжать и дальше. По отдельности каждая из них вполне обычна, но ведь эта необоснованная сытость складывалась из сотен таких преференций! В любом случае ясно, что ни одно правительство Греции не осмелиться отменить анархо-коммунистические льготы в капиталистическом обществе сразу, рывком. В результате их ампутация проходит постепенно и жутко болезненно. Антикризисные меры вызывают отторжение на личностном, бытовом уровне – потому что льгот и выплат лишаются массы обыкновенных граждан, а не только всем ненавистные олигархи. Попытка ускоренного строительства социального общества на земле южной Европы провалилась, проект улучшения жизни в кредит и без усилий потерпел фиаско. Как и любой проект, рассчитываемый по рецептам «Большого скачка», он был обречен. Это доказал еще великий кормчий, куда до него греческим лоцманам.

На волне недовольства утратой социальных гарантий, многочисленных льгот и многообразных выплат к политической власти в Греции рвутся крайне правые силы. Демагогия и популизм в стиле «Я верну вам пятичасовой рабочий день, только изберите!» куда эффектнее скучного «Нужно терпеть, затянув пояса» Длительный характер экономического кризиса в Греции опасен трансформацией в темную политическую метаморфозу. Рейтинг профашистской партии «Золотая заря» продолжает расти, хотя формально она находится под запретом с сентября этого года. До сентября 2013 года «Золотая заря» была представлена в парламенте и получала государственное финансирование – у греческого бюджета не было других забот, как фашистам ассигнования выделять. Остается пожелать древнейшему европейскому народу политической мудрости и экономического терпения. И осознания того, сказку не вернуть вскинутой вверх ладонью.