Инфляция ниже – цены выше

Новый год без «сельди под шубой»: сказываются недостаток сырья, плохие погодные условия и повышение объемов экспорта.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на днях выступил с громким заявлением: инфляция по итогам 2013 года составит не более 6%. Согласны с ним и в Центробанке: Эльвира Набиуллина раньше сообщала, что, по их прогнозам, инфляция войдет в коридор 5-6%. Тем не менее, цены на некоторые товары, входящие в потребительскую корзину, с начала года существенно выросли.

Самый высокий рост показали цены на картофель. По данным Росстата, стоимость корнеплода выросла на 30% с начала года. По прогнозам Картофельного союза, цена килограмма картошки к новому году может достигнуть 25-27 рублей, а стоимость вымытой и упакованной вообще поднимется до 120 рублей. В чем же причины такого роста?

Во-первых, сказывается неурожай: сильные дожди летом и осенью. В середине октября было выкопано около 2,6 миллиона тонн корнеплода, что на 763 000 меньше, чем в 2012 году. А больше ожидать не приходится. По словам исполнительного директора Картофельного союза Алексея Красильникова, от переувлажнения почвы пострадали большинство центральных регионов России. К примеру, в Московской и Владимирской областях еще в сентябре выпала почти пятимесячная норма осадков. А в Брянской и ряде других областей был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Уборка встала, а с похолоданием она вообще закончится, полагает эксперт. В итоге недобор может составить порядка 70% от запланированного урожая.

Казалось бы, лучший выход из этой ситуации – импорт так любимого россиянами корнеплода. Однако тут и обнаруживается вторая проблема. С 1 мая запрещен импорт картофеля из Египта, одной из основных стран поставщиков. Причина – полив овощей водой из Нила, в которой содержатся болезнетворные бактерии. Однако ввоз картошки, которая поливается из скважин, продолжается. Но этого количества явно не хватает. И все бы ничего, но с 1 октября российские власти запретили ввоз овощей и фруктов из Пакистана: в них обнаружили карантинные объекты, недопустимые для распространения на территории нашей страны.

Справиться с ситуацией у картофелеводов самостоятельно, судя по всему, не получится. Они уже обратились с письмом в министерство сельского хозяйства с просьбой о помощи в выдаче кредитов на покупку семенного материала. Но даже при удачном раскладе надеяться особо не на что. В России дотации на сельское хозяйство невысоки: из 200 000 рублей производственных затрат на гектар господдержка составляет всего 2000. И чтобы обеспечить потребность внутреннего рынка на 100% отечественным семенным картофелем, необходимо не менее трех-пяти лет.

На втором месте по росту цен – молоко и молочные продукты. По сведениям руководителя ассоциации «Союзмолоко» Андрея Даниленко, с начала года закупочные цены на сырье выросли на 19%, а по сравнению с прошлым годом – на 30%. Рост цен подтвердили многие участники рынка: в среднем килограмм молока подорожал на 16 рублей, в отдельных областях цена достигла отметки в 25 рублей. Подорожание сырья неизбежно ведет к росту закупочных цен на молочные продукты в сетях. По данным X5 Retail Group, к концу октября они выросли на 7-15%; представители сети «О’Кей» зафиксировали рост на 4-11%. Надо отдать должное ретейлерам: пока они пытаются удержать рост розничных цен за счет сокращения собственных издержек.



Как и в ситуации с картофелем, во всем виновата погода. Поставщики говорят о высоких ценах на сырье: сказывается прошлогодний неурожай зерновых. В прошлом зерновом году, по информации Росстата, средняя цена на фуражную пшеницу выросла на 53%. Сокращая издержки, фермеры были вынуждены забивать коров, что, в свою очередь, привело к уменьшению надоев. За полгода Россия лишилась более 100 000 голов крупного рогатого скота. А ведь именно сырье влияет на себестоимость конечного продукта: вкупе с упаковкой они составляют до 80% его стоимости.

Обнадеживает тот факт, что большинство игроков на рынке убеждены: дальнейшего роста цен не будет. Во всяком случае, крупные производители отозвали заявленное под конец года подорожание молока и молочных продуктов.

Следующий товар в списке – яйца. Еще в начале августа, по данным Росстата, падение цен на яйцо составило 14% по сравнению с началом года. Однако с приходом осени падение обернулось взлетом: цены выросли на 12% по сравнению с тем же январем. Так, закупочная цена, по оценкам ретейлеров, выросла до 50%. В министерстве сельского хозяйства подчеркнули, что дефицита яиц в стране нет, а увеличение стоимости объяснили повышением цен на корм: из-за этого некоторые производители вынуждены были свернуть бизнес.

Негативный эффект оказали и сезонные колебания спроса, правда, незначительные. Традиционно перед Пасхой средние цены производителей, по данным Росстата, составили 32,34 рубля за десяток, увеличившись по сравнению с январем на 1,39 рубля. В мае цены начали снижаться, но в сентябре опять повысились почти на 7 рублей. Ситуация для рынка стандартная, так что в ближайшем будущем яйца на полках магазинов присутствовать будут по приемлемой цене.

Хуже обстоят дела с селедкой. Еще в сентябре представители Росрыболовства предупредили о возможном дефиците селедки и росте розничных цен на рыбу. Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков заявил, что оптовые цены на сельдь в России увеличились на треть. Более того, в целом ожидается сокращение российского рынка сельди в два с половиной раза.

В числе прочих причин – повышение объема экспорта. Несмотря на то, что в 2013 году разрешенный объем вылова сельди в Атлантическом океане был сокращен на 30%, российские рыбаки от этого выиграли: они смогли на треть нарастить объемы вылова за счет сельди в Тихом океане. При этом почти вся рыба (около 93%) была экспортирована преимущественно в страны Юго-Восточной Азии.

Но если на российском рынке ожидается дефицит, почему рыбаки выбирают зарубежных покупателей? Дело в том, что с учетом транспортировки и хранения в Москве килограмм сельди в августе оптом покупали за 42 рубля. Средняя экспортная цена, то есть продажа с борта, составляла примерно 25 рублей. Но дьявол в деталях: логистические издержки и снижение экспортных пошлин на мороженую рыбу (с 1 сентября с 5 до 3,75%) предопределили выбор.

В итоге, если по данным товарным категориям сбудутся самые худшие опасения, Новый год, возможно, придется встречать без традиционного салата – селедки под шубой. Ну или обойтись без основных ингредиентов блюда – рыбы и картофеля. Хотя россияне уже давно привыкли к новогоднему росту цен, да и традиции праздничного стола, скорее всего, нарушать никто не станет.