Партия власти — проигрышная

На модерации Отложенный

Евгений Примаков неожиданно разнес в пух и прах “Единую Россию”

С резкой критикой обрушился на партию власти “Единая Россия” экс-премьер страны, а ныне президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. Впрочем, говорить о переходе бывшего главы правительства в ряды радикальной оппозиции преждевременно. Выступая на праздновании старого Нового года перед несколькими сотнями представителей элиты, Примаков раздал по серьгам всем без исключения сестрам: и Кремлю с Белым домом, и большому бизнесу, и демократам-мечтателям.


Мы за бедных, мы за бизнес, мы за все, что только можно, — одним из главных козырей своей идеологической программы боссы “ЕдРа” искренне считают ее всеохватность. В глазах Примакова это, напротив, грандиозный минус: “Идеологическая всеядность “Единой России” на практике исключает партийный плюрализм в нашей стране. Создание по сути моноцентристской партийно-государственной системы, даже при наличии на политическом поле многих партий, блокирует демократический процесс”. По мнению экс-премьера, рокировки у руля власти на Западе социал-демократических и консервативных сил “помогают избежать на государственном уровне вредных крайностей”. Но раз “ЕР” — это и правые и левые в одном флаконе, то у нас страховочного механизма не существует.

Не менее жесткие слова Примаков нашел и для нашего олигархического бизнеса. Ссылаясь на другого экс-премьера, главу Счетной палаты Степашина, Примаков, по сути, обвинил бизнес-магнатов в многомиллиардном жульничестве: “Осенью 2008 года, когда наступление кризиса стало очевидным, крупные российские корпорации провели внеочередные собрания акционеров, на которых решили выплатить значительные суммы в виде “промежуточных” дивидендов”. После этого, по свидетельству двух бывших шефов Белого дома, воротилы запросили финансовой помощи у государства, в ряде случае ее получили и продолжили “красивую жизнь” за наш с вами счет.

Назвал Примаков и главную причину того, почему все разговоры о модернизации нашей экономики пока остаются лишь сотрясением воздуха. Это “инерционное мышление весьма влиятельных кругов, которые уповают на то, что основные импортеры нефти постепенно выходят из рецессии и цены на нефть удержатся на достаточно высоком уровне”.

Если выражаться совсем простым языком, то такая экономическая стратегия сводится к тому, чтобы переждать кризис на подкожном жире, а потом зажить как прежде.

По мнению Примакова, при сохранении подобного курса мы неизбежно станем “сырьевым придатком не только Запада, но и Китая”.

Выставив жирную “тройку” российской власти, Евгений Примаков принялся за оппозиционеров, выдвигающих в качестве обязательного предварительного условия экономической модернизации “идею слома сложившейся политической структуры”. По мнению Примакова, призывы к очередной революции “контрпродуктивны”: они могут расколоть общество и “создать ситуацию, когда вообще будет не до модернизации”.

Естественно, бывший премьер не только критиковал, но и вносил конкретные предложения. По идее Примакова, государство должно поощрять приобретение за границей не нового современного оборудования, а патентов на его производство. Легче всего это сделать, по мнению Евгения Максимовича, с помощью налоговых льгот.

В своей речи Евгений Примаков, конечно, не “открыл никаких Америк”. Но он сумел без крена в ту или иную сторону нарисовать вполне объективный портрет современной России со всеми ее проблемами. Очень важно и то, что 80-летний “политический тяжеловес” уже давно не претендует на власть и не может восприниматься обитателями Кремля и Белого дома как конкурент. Примаков претендует лишь на то, что и так ему уже принадлежит: право говорить правду в лицо и нашим правителям, и их противникам.