Как американцы Гренаду "освобождали"
Если бы в Америке существовал календарь воинской славы, достойное место в нём, наверняка, заняла бы дата 25 октября 1983 года. В этот день американские войска начали операцию «Вспышка ярости» по «восстановлению демократии» на Гренаде.
В предыдущую эпоху армия США не могла похвастаться победами. Корейская война завершилась вничью, итогом эпопеи в Индокитае стала эвакуация из Сайгона и всплеск пацифистских настроений в самих Штатах. Ничего не получалось и в локальном масштабе. Провалом окончилась операция «Орлиный коготь» по вызволению заложников из посольства США в Тегеране: спецназ понёс большие потери, даже не добравшись до цели. Стоило Вашингтону отправить батальон морских пехотинцев в Ливан, как они потеряли четверть личного состава при атаке террориста-смертника, зарулившего на заминированном грузовике в их казарму.
Престиж службы в армии, перешедшей после Вьетнама на контрактный принцип комплектования, неуклонно падал. Несмотря на апелляции политиков к патриотическим чувствам и усилия Голливуда, клепавшего фильмы-агитки, американцы не шли в армию. Военная служба считалась уделом неудачников, негров и латиносов.
Срочно требовалась победа. Пусть небольшая, но убедительная. Желательно, малой кровью. И тут подвернулась Гренада…
До осени 1983-го мало кто в мире вообще знал о существовании этого небольшого островка в Карибском море где-то к северу от Венесуэлы. Между тем, в стране с населением менее 100 тысяч человек, сопоставимой по площади со средним советским колхозом, кипела бурная политическая жизнь. За несколько лет до американской «Вспышки ярости» в результате бескровного переворота к власти там пришло леворадикальное движение с невозможным для запоминания названием «Новые совместные усилия ради социального обеспечения, образования и освобождения» во главе с юристом Морисом Бишопом.
Несмотря на марксистские взгляды, первым шагом нового премьер-министра стало обращение за экономической помощью к… Вашингтону. В госдепартаменте посмотрели на размеры государства-просителя и, посчитав Бишопа очередным диктатором-временщиком, предложили ему от щедрот целых 5 тысяч долларов. Выпускник лондонского Королевского колледжа посчитал себя обиженным и взял курс на сотрудничество с социалистическим странами. Советский Союз более внимательно отнесся к нуждам Гренады, заключив с правительством Бишопа соглашение о военных поставках на сумму почти в 60 миллионов долларов. Затем были и другие договоры уже не только с СССР, но и с Северной Кореей, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Для реализации инфраструктурных проектов, в том числе строительства нового международного аэропорта в Пойнт-Салинасе, на острове появились кубинские специалисты.
Вот тут в Вашингтоне забеспокоились. Гренаде, названной «носителем вируса марксизма на Карибах», был объявлен бойкот. Госдепартамент призвал американских туристов отказаться от поездок на остров. Неподалеку от него прошли учения ВМС США. Аэропорт в Пойнт-Салинасе был идентифицирован ЦРУ как будущая кубинская военная база, несмотря на то, что длина его полосы позволяла принимать только небольшие гражданские самолеты, а само строительство вела британская фирма. В американских СМИ гневно клеймили Бишопа, обвиняя его в казнях оппозиционеров и массовых нарушениях прав человека, создании перевалочной базы для поставок оружия коммунистам в Сальвадоре и Никарагуа, планах по строительству базы для советских подлодок и т.п. По всем признакам, Гренада вот-вот должна была подвергнуться показательной порке, благо численность ее вооруженных сил (около 1000 человек) и географическая удаленность от СССР и Кубы позволяли американцам надеяться на быструю победу.
Морис Бишоп тоже это понимал и попытался предотвратить вторжение. Это ему почти удалось. На переговорах с помощником президента США по национальной безопасности Уильямом Кларком в Вашингтоне он обещал пересмотреть соглашения с СССР и Кубой и свернуть наиболее раздражающие американцев проекты.
Однако на Гренаде произошёл переворот, который якобы организовали левацкие элементы. Бишоп был арестован, а через сутки погиб во время опереточной попытки его «освобождения». Новое «революционное» правительство поместило под домашний арест английского генерал-губернатора (Гренада оставалась в составе Британского Содружества наций) и объявило об установлении круглосуточного комендантского часа. Иностранным студентам медицинского колледжа в столице страны Сент-Джорджесе, среди которых было несколько сотен американцев, запретили выходить за пределы кампусов. Потом американские газеты написали, что кто-то из студентов позвонил родителям в Штаты и сообщил, что рядом с их общежитием появились «вооружённые люди», которые «угрожают безопасности студентов».
Этого оказалось достаточно. Ради «спасения граждан США» президент Рейган принял «нелёгкое, но мужественное решение» и отправил к берегам Гренады эскадру во главе с авианосцем «Индепенденс». Операция «Вспышка ярости» началась»…
Против «врагов демократии» были брошены внушительные силы: 12 боевых кораблей, до сотни самолетов, четыре десятка танков и БТР, множество ударных и транспортных вертолетов, свыше десяти тысяч солдат, представлявших элиту американской армии. На Гренаду отправили подразделения корпуса морской пехоты, 82-ю воздушно-десантную дивизию, 75-й полк рейнджеров, «зеленые береты», а также группы спецназа «Дельта» и «морских котиков». Чтобы придать операции международный характер, привлекли подразделения Ямайки и Барбадоса.
Армии вторжения противостояли полторы тысячи солдат, полицейских и партийных активистов, несколько сотен кубинцев, в большинстве своем строителей и технических специалистов. В их распоряжении имелась дюжина бронемашин, несколько десятков зенитных установок и крупнокалиберных пулеметов, стрелковое оружие.
При таком соотношении сил предстоящая битва должна была выглядеть как поединок на ринге между Владимиром Кличко и мастером спорта по шахматам, или как сражение отряда ОМОНа с группой воспитанников детского сада. По версии американцев, примерно так оно и произошло. В результате трехдневной операции, пафосно названной «мини-Нормандией», все очаги сопротивления были подавлены, студенты и английский генерал-губернатор освобождены, организаторы переворота и убийцы Бишопа пойманы.
По данным Пентагона, потери американцев – менее двух десятков убитых, чуть больше сотни раненых, несколько повреждённых вертолетов. Операция «Вспышка ярости» была оценена как образцовая, многие её участники получили награды. Тогда же взошла звезда будущего героя «Бури в пустыне» генерала Шварцкопфа. В Вашингтоне поспешили заявить, что победа на Гренаде позволила армии и стране преодолеть «вьетнамский синдром».
Однако в дальнейшем выяснилось, что все было не так гладко, а цифры американских потерь занижены в разы. Это косвенно подтвердили и сами американцы: на судебном процессе над гренадскими коммунистами их обвинили в гибели пятидесяти одних только рейнджеров (а ведь были ещё спецназовцы, морпехи, десантники, да и кубинцы кого-то положили). По некоторым данным, счёт убитым шел на сотни, потеряно несколько десятков вертолетов, почти полностью погибла группа «Дельта». Кубинским и гренадским «мальчишам-кибальчишам» удалось изрядно навалять американцам.
Позже один из десантников в разговоре с журналистами, рассказывая о бое с кубинцами на аэродроме Пойнт-Салинас, сквозь зубы признал: «Они нас почти что «поимели».
В условиях колоссального превосходства американцы действовали предельно бестолково и нерешительно: встречая любое сопротивление (даже одного стрелка), взводы и роты залегали, окапывались и истерично требовали поддержки. Несколько групп «морских котиков», которые должны были высадиться на остров до прибытия основных сил, просто заблудились в море. В ходе боев в Сент-Джорджесе подразделения морпехов и рейнджеров, не разобравшись в обстановке, вступили в бой друг с другом. При этом обе стороны вызвали на помощь авиацию. В итоге и те, и другие получили удары с воздуха. Опасаясь огня зениток, летчики сбрасывали бомбы с больших высот, что практически исключало поражение цели. В результате одной из таких бомбардировок была успешно уничтожена столичная психбольница.
Так что утверждения американцев о «блестящей операции» были обыкновенной ложью. Опровергнуть её по «горячим следам» не составляло труда, благо очевидцев хватало: во время событий на острове находились советские дипломаты, после недолгого пребывания в плену все кубинцы были отправлены на родину. Рассказать правду им ничто не мешало. Но глава МИД СССР Андрей Громыко исчерпывающе высказался по этому поводу: «Не стоит злить американцев по пустякам».
Вот и получилось, что бестолково спланированная и бездарно проведенная «Вспышка ярости» легла в основу мифа о непобедимости американской армии, который затем только укрепляли в Панаме, Ираке, Югославии, Афганистане и превратили в аксиому.
Комментарии
СССР рассыпалась, но территория и народ остался. А Страны Сатаны оч и оч скоро не будет: ни территории, ни народа. ЗА ВСЁ ЗЛО, ЗА КРОВЬ, ЗА СМЕРТИ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ.
Только во Вьетнаме уничтожили 5 млн, в т.ч. и хим оружием. В Ираке счёт на сотни-сотни тысяч, в Ливии и Сирии - так же. За сотни- сотни тысяч в Хиросиме и Нагасаки
2.5 мли из 30ти, сейчас идет вымирание населения от радиации и хим. заражения.
В 1949 г американские сатанисты бомбили советский Дальний Восток. Сталин не ответил. Это замалчивалось и сейчас не особо афишируется.
Нынче:
Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Кот-Д.Вуар, Мали, Юж. и Сев. Судан, Нигер, Нигерия, Центр Африк. Республика, Демокр Респ Конго, Сомали.
Сразу всё и всех и не вспомнишь
Никак не могут жд масоны крови напиться вдоволь! И никогда не напьются. Но не может кровавое зло вечно управлять нашей красивейшей голубой Планетой. Оч и оч скоро отторгнет Земля эту гнойную смердящую нечисть
Но шит не может не плюнуть желчью, иначе разорвёт!
,
ее законного президента Мориса Бишопа, свергнутого кубинскими наемниками.