Еда без надзора не останется

Интрига вокруг отставки главы Роспотребнадзора завершилась — Геннадий Онищенко покидает свой пост в связи с истечением срока полномочий. Напомним, именно такую версию озвучила изначально вице-премьер Ольга Голодец. Как пояснила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, по достижении 60-летнего возраста, с Онищенко был заключен годовой контракт, действие которого сейчас закончилось. Впрочем, без работы ветеран торговых войн не останется — его переводят на должность помощника Дмитрия Медведева.

Исполнять обязанности руководителя Роспотребназдора будет бывший зам Онищенко Анна Попова. Правда, как указывают источники "Росбалта" в исполнительной власти, не исключено, что брожение вокруг этой должности еще не закончено. По слухам, система контроля за качеством продуктов в России может быть реформирована, и в итоге в стране появится мегарегулятор рынка, который прекратит дублирование функций надзорными ведомствами и сконцентрирует все в одних руках.

Сейчас один и тот же продукт контролирует и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор, подчиненные совершенно разным министерствам. Как отмечает исполнительный директор Национального союза производителей мяса и мясных продуктов Василий Прощенков, это не совсем нормально. "Нигде в мире подобного не существует. Везде есть единая служба ветеринарно-санитарного контроля", — подчеркивает эксперт.

По его оценке, сокращение количества проверяющих структур окажет положительное влияние на рынок. Оно не ослабит контроль за пищевой безопасностью, а централизует саму процедуру и снимет излишнее обременение с товаропроизводителей. Сейчас на производство сначала приходят проверяющие от Россельхознадзора, а потом — от Роспотребнадзора. В результате реформы производители могут быть избавлены от необходимости двукратного согласования.

Опыт укрупнения регуляторов в области контроля за качеством продуктов питания в мировой практике есть. В частности, по этому пути пошла Украина: за контроль качества продуктов там отвечает единый орган — Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба. До недавнего времени контроль осуществляли параллельно несколько ведомств: на стадии производства и переработки — ветмедицина, на стадии готового продукта — медицина и санэпидемслужба, а на полке магазина — Госпотребинспекция.

И хотя места контролеров всегда считались весьма желанными для чиновников, и мало кто хотел терять "жирные" места, реформа все-таки была проведена.

Аналитик "Инвесткафе" Даниил Маркелов видит в этой идее как плюсы, так и минусы. Среди плюсов — передача обязанностей в компетентные ведомства, снижение расходов на содержание госаппарата и более эффективное влияние на рынок и ценообразование. Однако, по его мнению, создание единого "суперрегулятора" кажется достаточно сомнительным, поскольку Роспотребнадзор, в общем-то, и является таким регулятором. "Нелогично было бы предлагать отдавать часть полномочий Россельхознадзору (во время обсуждения данного предложения Онищенко демонстративно ушел, напомнил эксперт), чтобы потом вернуть эти полномочия. Поэтому, вероятнее всего, Роспотребнадзор, ослабленный уходом Онищенко, лишится части полномочий, касающихся сельского хозяйства, но продолжит существование с оставшимися обязанностями, прогнозирует эксперт.

Напомним, что 9 октября на заседании Евразийской экономической комиссии в Казани было объявлено, что Россия принципиально согласна на сокращение полномочий ведомства Онищенко и передачу их Россельхознадзору. Именно это заседание покинул Онищенко, который выступал против ограничения полномочий Роспотребнадзора по контролю за готовой продукцией.

Как заявил сегодня пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко, вопрос о расформировании Роспотребнадзора в правительстве пока не обсуждался. Именно благодаря Голодец новость об увольнении Онищенко стала достоянием общественности. Сам Онищенко отреагировал на это весьма эмоционально, назвав вице-премьера "странным персонажем", который "не относится к числу людей, принимающих решение". Однако в итоге, несмотря на то, что за Онищенко вступилась думская оппозиция, его все же перевели в помощники премьер-министра.

В этом, кстати, видится особая форма аппаратного наказания для теперь уже бывшего рупора России в продуктовых войнах. Как отмечают источники, Онищенко в своих поступках гораздо больше ориентировался не на Дмитрия Медведева, а на Владимира Путина — премьер в 2012 году даже в шутку назвал Онищенко вечным. Видимо, опыт министра финансов Алексея Кудрина, который также был снят с должности, хотя и считался весьма близким человеком к президенту, Онищенко в расчет не принял.