ФАС вернулась к идее плавающего акциза на бензин

На модерации Отложенный

ФАС вернулась к идее плавающего акциза на бензин Минэнерго поддерживает его, а Минфин — категорически против.

Федеральная антимонопольная служба вернулась к идее введения плавающих акцизов на нефтепродукты. По словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, плавающий акциз на бензин может стать инструментом регулирования цен на топливо на внутреннем рынке. При росте мировых цен на нефть акциз на бензин и дизтопливо должен снижаться, чтобы предотвратить их подорожание на внутреннем рынке. И наоборот, при снижении цен на нефть акциз должен расти. Сейчас действует фиксированная ставка акцизов, они повышаются в среднем 1–2 раза в год в зависимости от класса бензинов. И акциз — единственный негибкий налог, заложенный в стоимость бензина, отмечает Голомолзин.

ФАС удалось заручиться поддержкой Минэнерго: антимонопольщики говорят, что сейчас оба ведомства формируют совместную позицию, которую потом представят в правительство. Есть у проекта и принципиальный противник — Министерство финансов.

По словам замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нины Нечипорук, финансовое ведомство категорически против введения плавающего акциза. Она пояснила «Известиям», что в прошлом году на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова ее ведомство уже cформулировало эту позицию, которая была поддержана правительством. В нынешнем году от ФАС и Минэнерго в Минфин никаких письменных заявлений по этому вопросу пока не поступало.

Чиновница подчеркнула, что ФАС предлагает правительству утверждать плавающую ставку акциза ежемесячно специальным постановлением. 

— Это само по себе нереально, поскольку у согласования налога есть определенная процедура. Акцизы должны исчисляться по каждой партии реализуемых нефтепродуктов и выставляться в счете-фактуре покупателю. Если вдруг постановление не будет утверждено вовремя, налогоплательщик будет лишен информации о действующей ставке акциза.

И какую он ставку применит в этом случае, непонятно. Потребуется производить перерасчеты. А акцизы — это косвенный налог, который включается в цену реализуемой продукции. Таким образом, непонятно, кто будет должен доплачивать налог, если размер ставки акциза не будет известен заранее, — недоумевает она.

Нина Нечипорук напоминает, что сегодня в России установлены дифференцированные ставки акцизов: в зависимости от класса бензина. Однако цена продукции следует за ее качеством, а не за акцизом: стоимость топлива класса «Евро-5» самая высокая, в то время как акциз на этот вид бензина — самый низкий. Чиновник подчеркивает отсутствие прямой зависимости между изменением акциза и ценой на нефтепродукты и считает, что цена на бензин зависит в первую очередь от соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке. 

— Если у вас покупают бензин по 30 рублей, вы не будете его продавать по 25 рублей даже в случае снижения акциза. Если же спрос упадет, нефтяники будут вынуждены сами снизить цену или разориться, — полагает она.

Еще одной проблемой, как говорит чиновник Минфина, может стать наполнение дорожных фондов, которые формируются за счет акцизов.

Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза, поддерживает позицию ФАС и Минэнерго по вопросу плавающего акциза. Он полагает, что любое снижение акцизов пойдет на благо топливному рынку, поскольку рост налоговой нагрузки — одна из основных причин подорожания бензина и дизеля. 

— Обычно из-за повышения акцизов цена на бензин растет в среднем на 1,5–2 рубля в год, а при плавающей ставке акциза в случае роста мировой цены на нефть мы смогли бы снизить уровень экспортного паритета в цене топлива, — считает эксперт.