Как живут в Беларуси китайские гастарбайтеры
Китайские строители заходят в столовую обедать со своей посудой. Накладывают рис, мясо, овощи. После еды моют за собой тарелки. Одни несут их в комнату в общежитие, другие – оставляют в специальной машине, чтобы продезинфицировать.
Ян Шу, бригадир строительной бригады Пекинской жилищно-строительной корпорации Beijing Uni-Construction Group (BUCC), дает интервью в кабинете инженеров. Интерьер в стиле минимализма – два офисных стола и один журнальный, мягкий небольшой диван, четыре стула, шкаф. На стене карта мира – все надписи на китайском. Практически такая же обстановка и в соседних кабинетах. Ничто не отвлекает от работы.
В красной каске и голубой куртке, Ян Шу сидит на расстоянии вытянутой руки, но между нами языковая пропасть. К своему стыду, я не знаю ни слова по-китайски. Ян Шу говорит, что по-русски знает несколько фраз, но каких именно, озвучить стесняется. Мы общаемся с помощью переводчика. Ее зовут Янь Чжи Фэй, девушка тоже из Китая, окончила магистратуру минского лингвистического университета. Помимо нее в кабинете находится фотограф и парторг (представитель Коммунистической партии Китая). Его зовут Джао Дэ Хай. Ян Шу отвечает экспромтом, к вопросам он не готовился. Иногда в беседу вступает представитель партии.
В Беларусь Ян Шу прилетел в июне 2011 года. До этого о нашей стране знал только то, что "она была в составе Советского Союза, а это добрый сосед Китая". Ян Шу – 41 год. Он из Пекина. После школы три года учился в провинции Аньхой на востоке Китая в техникуме на плотника. И уже более 20 лет работает в строительстве. Решение о том, что мужчина будет работать у нас, приняло руководство компании BUCC, после того, как им выделили участок земли площадью почти 30 га в Минске недалеко от рынка "Ждановичи". Таким был итог одной из встреч президентов Беларуси и Китая.
- После того, как по проекту подписали инвестиционный договор, его реализовывать отдали китайскому государственному предприятию. Это политическое задание, которому руководство Китая уделяет большое внимание, - говорит Джао.
- Для этой работы выбирали лучших специалистов?
- Конечно. Например, выбрали Ян Шу, потому что он обладает необходимыми профессиональными навыками. Все китайские строители, которые приехали в Беларусь, перед поездкой проходили переподготовку. Здесь они должны работать качественно, - добавляет парторг.
О цели "работать качественно" говорит надпись на одном из стендов стройплощадки. В переводе с китайского она гласит, что "мы строим элитные дома и в то же время строим дружбу". На двухэтажном здании, где расположены кабинеты инженеров и проектировщиков есть еще несколько белых иероглифов на красном полотне. Они отражают лозунг "Как строители, мы должны думать о тех, кто будет жить в наших домах".
Ежемесячно китайским рабочим дают по 250 долларов на питание и карманные расходы
В подчинении Ян Шу 176 строителей из Китая. Здесь они трудятся по рабочей визе. Живут в двухэтажном общежитии на стройплощадке. Раз в год – летают домой. Сам Ян Шу в последний раз дома был на Новый год. Расходы на перелет оплачивает компания. Билеты в оба конца на одного человека стоят в районе 1000-1500 долларов. В Пекине у Ян Шу остались родители и двое детей-школьников. Жена Ли Аи Минг вместе с ним работает в Беларуси. Она готовит еду для инженеров компании. Живет семья в отдельной комнате в общежитии.
Ян Шу говорит, что разницу в строительной сфере Китая и Беларуси ощущает, но уже привык:
- Во-первых, отличаются материалы, во-вторых – технологии
Я не совсем понимаю, что специалист имеет в виду и задаю уточняющий вопрос. На него отвечает Джао Дэ Хай:
- Во всем мире одинаково строят из кирпича или блоков, но есть отличия в системе. В том, как мыслят люди. Тридцать лет назад мы многому учились у Советского союза, в том числе технологиям строительства. Затем наша страна пошла дальше и стала внедрять международные стандарты, быстрее строить. Я не имею в виду, что у вас небольшие изменения в этой сфере, они подходящие. Китайская технология строительства отличается от белорусской, потому что у нас в стране живет много людей. У вас своя система, которая соответствует вашему количеству населения.
По словам Ян Шу, в Пекине у него была такая же зарплата, как и здесь, в Минске. Сколько конкретно он зарабатывает, не отвечает. Джао Дэ Хай объясняет это тем, что с сотрудниками рассчитываются после сдачи объекта, поэтому назвать сумму проблематично. Ежемесячно же рабочим покрывают бытовые затраты в размере 250 долларов. Из них 120 долларов уходит на трехразовое питание в столовой на территории стройплощадки, остальные 130 долларов отдают на руки. Их Ян Шу тратит на сигареты, зубную пасту, щетку, шампунь, стиральный порошок. Цены на эти товары в Беларуси выше, чем в Китае. Например, стоимость пачки сигарет отличается в два раза.
- Что удивило в Беларуси? – спрашиваю.
- Здесь экологически чисто, - начинает отвечать Ян Шу.
Его слова подхватывает Джао и добавляет:
- Воздух, вода, транспорт - хорошие, девушки - красавицы, люди дружелюбные.
- Почему вы считаете, что у нас хорошая экология?
- Видно по небу. Оно глубокое. Нет смога, как в Пекине.
Днем в жару у китайских рабочих есть два часа на сон
Живет Ян Шу вместе с женой в комнате размером около 18 квадратных метров. Говорят, что места им хватает. Из мебели в комнате - шкаф и кровать. Их мужчина сделал своими руками из деревянных досок, которые привезли из Китая. Также в комнате есть стул и три стола. На одном из них ноутбук, на втором – посуда, третий – прикроватный. В комнату с помощью провода провели интернет. Через него Ян Шу общается с детьми, которых в Китае воспитывают бабушка и дедушка.
На шкафу висит талисман Ян Шу. Обычно мужчина носит его на шее, но сегодня снял. Это силуэт китайской богини милосердия, участия и защиты Куан Инь. Собеседник рассказывает, что купил его сам и носит, чтобы успокоить душу.
В заднем отсеке шкафа – несколько десятков яиц в коробках, блоки сигарет.
- Он бригадир, охраняет сигареты. Рабочие приходят к нему и берут, - объясняет Янь Чжи Фэй.
Двухэтажное общежитие китайцы строили сами. Точнее, к их приезду подготовили одноэтажные бытовки, купленные в Беларуси.
- Мы их увидели и подумали, что нужно делать свои. Поэтому привезли из Китая контейнеры, и собрали двухэтажные общежития, - говорит Янь Чжи Фэй.
Возле общежитий на улице на столбы натянуты веревки для сушки белья. Стирают рабочие вручную.
В рабочий день Ян Шу просыпается в 6.30 утра. Как правило, завтракает в столовой рисовой кашей с двумя вареными куриными яйцами. Готовят еду здесь повара из Китая. В 7.00 он, как и коллеги, приступает к работе. В это время года с 12.00 до 13.00 у рабочих перерыв, в течение которого они успевают пообедать. Обычно на обед в столовой дают рис, какое-нибудь мясное блюдо и овощное – "чтобы было жирно и не жирно". Летом у строителей обеденный перерыв был 2,5 часа. Два часа на сон для восстановления сил. Но в более холодное время года, например, как сейчас, днем китайские рабочие не спят. Рабочий день у них до 18.00 вечера. Затем ужин – снова рис, мясо и овощи. Правда, вечерние "мясо и овощи" отличаются от обеденных.
По выходным строители тоже питаются в столовой. Иногда ходят в китайские кафе. Но Ян Шу говорит, что в наших заведения очень узкий выбор китайский блюд. Из белорусских продуктов строителю нравятся йогурты и молоко.
- А что-нибудь из белорусской кухни пробовали?
- Салатик и шашлыки.
Выходные у строителей появляются в зависимости от сроков сдачи объекта. Если они сжатые, то приходится отдыхом пренебречь. Свободное же время рабочие проводят за просмотром телевизора (у них в общежитии идет один китайский канал CCTV - Центральное телевидение Китая), игрой в настольный теннис, бадминтон и баскетбол. Площадки для занятий последними двумя видами спорта находятся буквально в двух шагах от общежития. Иногда они ходят на хоккей или на шопинг в торговый комплекс "Арена Сити".
В течение рабочего дня на стройплощадке употреблять алкоголь запрещено, но после работы, по словам Ян Шу, "чуть-чуть можно".
Посуда у строителей подписана
Сегодня у китайских строителей на обед – мясо и тушеная капуста. Ну и, конечно, рис. Его в железных лотках в несколько ярусов пропаривают в специальном духовом шкафу. Двое поваров мужчин на разделочном столе шинкуют капусту. В соседнем тазу своего часа дожидаются куски мяса.
В столовой немного кисловатый запах китайской еды. Из обстановки - несколько деревянных столов со скамейками. На стене надпись, которая призывает беречь воду. Люди сюда приходят со своими подписанными именными тарелками и палочками, накладывают еду, а после обеда сами моют посуду. Периодически ее составляют в специальный дезинфицирующий шкаф.
Ян Шу ведет нас показать первые дома, которые они построили. Рассказывает, что в год в Китае возводил по три таких дома, поэтому они для него обычные. По плану китайские строители построят в Лебяжьем более 20 домов для белорусов, хотя сначала предполагалось, что их будет 33.
Проходим мимо стенда с советскими агитплакатами, надписи на которых переведены на китайский. Рядом с ними описаны правила поведения на территории. Они просят не пить, не мусорить, носить каску…
- Тоскуешь по Китаю? – спрашиваю.
- Очень тоскую по традиционным праздникам, обычаям и разнообразной китайской еде. У нас несколько сотен блюд, здесь ассортимент не такой.
- А хотелось бы еще несколько лет поработать в Беларуси?
- Буду или нет здесь работать - решит руководитель, но я бы хотел. С вашими людьми можно гармонично общаться. Когда идешь по улице, не испытываешь негатива. Но если мы после ужина выходим гулять и видим пьяных белорусов, стараемся обходить, - говорит Ян Шу.
Комментарии
днём висит смог от цемента и пр. из чего сделан город. Хорошо заметно в солнечную погоду с окрестных гор.
От того простым китаёзам, Беларусь видится эко раем.
- Он бригадир, охраняет сигареты. Рабочие приходят к нему и берут, - объясняет Янь Чжи Фэй.
-----------------
В КНР присутствует воровство. Зарешёчивают" окна и балконы, не только на первых этажах, но и выше,
На 2м, 3тьем. Есть такое, можно увидеть в некоторых кварталах. В основном не новых, старых.
Ну уж извиняйте, все крысы с таракаными свалили в Польшу и Анхлию.
- Мы их увидели и подумали, что нужно делать свои. Поэтому привезли из Китая контейнеры, и собрали двухэтажные общежития, - говорит Янь Чжи Фэй...// -- стоит ли комментировать то, что даже китайцы не желают жить в контейнерах местного производства?
Что уже говорить о большем?..