Холод в квартирах пахнет экстремизмом

На модерации Отложенный

Не прошло и недели после эпатажного заявления председателя общественного объединения "Карельский конгресс" Анатолия Григорьева о возможном обращении карелов за помощью к Финляндии, если Карелия утратит нынешний статус субъекта федерации, как в республике разразился новый скандал.

Выступая на очередном заседании карельского парламента депутат от КПРФ Людмила Афанасьева сообщила о листовках, которые были распространены в Сортавале с призывом к местному населению, вынужденному мерзнуть в своих квартирах, провести референдум о присоединении к соседней стране. Как оказалось, листовки появились в Приладожье - не только в Сортавале, но и в Лахденпохья - еще в середине января. Однако если до сих пор о них говорили лишь в замерзающих из-за нехватки котельного топлива районных центрах, то после сессии республиканского парламента скандал приобрел уже всероссийскую и даже международную известность. Причем, набившая у многих оскомину тема возвращения Финляндии ее бывших карельских земель на сей раз была затронута не только в историческом и национальном аспектах - некое движение "Ладожская Карелия", подписавшееся под листовками, призвало жителей республики поднять территориальный вопрос из-за неспособности ее властей обеспечить местному населению нормальные условия жизни.

Ни тепла, ни денег

«Я сама житель Сортавалы и вынуждена восемь часов проводить в техникуме занятия при 6 градусах тепла, а потом бежать в свою холодную квартиру, где у меня два инвалида. Я на собственной шкуре знаю, как живут люди в Сортавале», - рассказала депутат Людмила Афанасьева на заседании парламента Карелии, где рассматривалась ситуация с теплоснабжением районов республики.

Однако, как выяснилось, положение в Приладожье еще не самое критическое. Как заявил вице-спикер карельского парламента Геннадий Нечаев, в поселке Надвоицы Сегежского района топлива вообще осталось только на сутки, и если населенному пункту не помогут промышленные предприятия, он просто замерзнет. «У местных властей в Карелии нет денег, чтобы купить топлива. Только Надвоицам необходимо около 22 миллионов рублей, чтобы завершить отопительный сезон, а с населения можно взять лишь 9 миллионов», - констатировал заместитель председателя ЗС РК.

Депутаты рассчитывали услышать, какие меры намерено предпринять правительство Карелии в нынешнем положении, когда отопительный сезон в Сортавале, Лахденпохья, Надвоицах и петрозаводском поселке Соломенное фактически можно считать сорванным. Но выступавший на сессии первый вице-премьер республики Александр Колесов не увидел в этом чрезвычайной ситуации, а вину за системные ошибки в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона возложил на федеральное законодательство. И даже когда парламентарии поинтересовались у правительственного чиновника, куда делись деньги, выделенные на закупку котельного топлива, тот лишь развел руками: "Я в правительстве работаю, а не в прокуратуре и не в следствии".

Не удивительно, что после таких ответов одного из руководителей кабинета министров председатель парламентского комитета по государственному устройству и вопросам местного самоуправления Николай Ершов заметил, что у депутатов сложилось впечатление, будто правительство просто не в состоянии ничего сделать по улучшению ситуации с теплоснабжением региона и ничего делать не будет. В итоге Законодательное собрание решило создать парламентскую комиссию для выяснения причин критической ситуации с отоплением в районах и потребовало от правительства предоставить дополнительные бюджетные кредиты тем муниципальным образованиям, у которых нет финансовых ресурсов для закупки котельного топлива.



Федорино горе

Можно было бы, конечно, расценить появление листовок в замерзающем Приладожье исключительно, как провокацию неких финских реваншистов, ратующих за пересмотр итогов Второй мировой войны, но нельзя не заметить, что удар был нанесен по самым болевым точкам республики. Жители Сортавалы и Лахденпохья вынуждены терпеть холод в своих квартирах уже не первую зиму, а ни республиканские, ни местные власти так и не могут навести порядок в коммунальной сфере, хотя ежегодно рапортуют о готовности к отопительному сезону. Между тем, разрыв в уровне жизни населения карельского приграничья и приграничных областей Финляндии настолько велик, что желание перебраться из российского захолустья в благополучную соседнюю страну зачастую проявляют отнюдь не представители родственных финнам народов.

Как стало известно "Столице на Онего", руководство самой скандальной реваншистской организации Финляндии ProKarelia, которую подозревали в причастности к акции в Приладожье, уже открестилось как от изготовления, так и от распространения листовок. По всей видимости, сотрудникам правоохранительных органов придется искать авторов воззвания к замерзающему населению Карелии в самой республике. И в этой связи уместно вспомнить события четырехлетней давности, когда жители приполярного поселка Чупа пригрозили республиканским властям присоединиться к соседней Мурманской области в знак протеста против того, что глава Карелии Сергей Катанандов назвал их населенный пункт "бесперспективным". Спустя несколько месяцев подобное заявление - о намерении войти в состав Ленинградской области - прозвучало на митинге в Олонце, участники которого были возмущены тем, что правительство республики не предпринимает действенных шагов по улучшению социально-экономической ситуации в районе. Однако тогда и республиканские власти, и правоохранительные органы сочли подобные заявления несерьезными.

В нынешней ситуации реакция силовиков оказалась куда более жесткой. Республиканское управление ФСБ возбудило по факту распространения листовок в Приладожье уголовное дело по статье 280 Уголовного кодекса РФ (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (раздробление целостности государства). Прокурор Карелии Герман Штадлер назвал все произошедшее проявлением экстремизма и отметил, что в последнее время в республике появилась благодатная почва для таких проявлений. Вот только обратят ли внимание правоохранительные органы на тех, кто создает почву для экстремизма, в том числе и на чиновников, не способных обеспечить населению нормальные условия жизни?

P.S. Кстати, как нам удалось выяснить, вопреки заявлениям, прозвучавшим в стенах Законодательного собрания, в самих листовках, распространенных в Сортавала и Лахденпохье, о холоде в домах жителей Карелии, нет ни слова. Мы процитируем значительную часть текста листовки, ставшей предметом уголовного разбирательства:

"Хамство и нецензурщина везде! И в школе, и в больницах, и в транспорте, и в семье!
Преступность такая, что боимся отпускать детей на улицу!
Наши продукты и воду опасно потреблять!
Падает рождаемость и растет заболеваемость!
Мы спиваемся и гибнем от наркотиков!
Нас становится все меньше и меньше!
Пока политики и воротилы бизнеса набивают свои карманы деньгами, мы - народ Карелии, остаемся бесправными наблюдателями, как наше Отечество разворовывают. Так сколько можно терпеть?" Далее идут соответствующие призывы (о присоединении к Финляндии) и лозунги.