Американская свобода: плановые посадки нелегалов

Дерзкая и беспрецедентно жестокая террористическая атака против США в сентябре 2001 года привела к глобальным изменениям во всем мире.

Наиболее рельефно эти изменения выглядят в Афганистане и Ираке – странах, подвергшихся «справедливому возмездию за потворство терроризму». По истечении 12 лет с момента трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне можно с горечью заключить, что наш мир не стал безопаснее в результате масштабных усилий США покарать мировых злодеев. Не стал справедливее и добрее. Ирак после вывода американских войск сползает в средневековую раздробленность под аккомпанемент ежедневных взрывов и перестрелок. Афганистан лихорадит, с таким пафосом свергнутое движение «Талибан» не скрывает своих амбициозных целей занять Кабул в самые кратчайшие сроки после эвакуации US Army. «Освобожденная от тирана» Ливия больше похожа на гротескный персонаж политической авансцены, чем на государство – власти не в состоянии обеспечить безопасность иностранным дипломатам и собственному премьер-министру. Список сомнительных достижений многолетнего похода США против мирового терроризма можно продолжать и дальше, тому найдутся множество примеров. Однако стоит заметить, что негативные тенденции глобальных антитеррористических усилий коснулись и самого американского общества.

Разумеется, этот контакт не носит иракской безысходности или ливийского безвластия. Скорее, наоборот – под убедительными и благовидными предлогами в самой демократичной стране мира образовались структуры, как минимум далекие от демократии. Сложилась юридическая практика, несовместимая с элементарными правами человека. Сформировалось подгонка законов под бизнес-интересы частных компаний, с камуфляжем патриотическими лозунгами и ощутимой прибылью в ежегодной графе «Итоги».

Менее чем через месяц после роковой даты 11.09.2001 в США было сформировано Министерство внутренней безопасности. Ему подчиняется большинство правозащитных ведомств Америки федерального уровня. Последняя открытая информация о бюджете и числе сотрудников МВБ датируется 2009 годом – 52 миллиарда долларов и 225.000 служащих соответственно. По возможностям тотального контроля над внутренней жизнью США, по карательному потенциалу Department of Homeland Security сравним разве что со сталинским НКВД – только на куда более высоком уровне электронной слежки и цифровых технологий. Естественно, все полномочия МВБ призваны повысить безопасность американцев, пусть и ценой отказа от свобод. Речи не идет о том, что МВБ невозбранно пользуется своим контрольно-карательным потенциалом – опасность в отсутствии контроля над подобными действиями. Эта опасность ярко иллюстрируется последними разоблачительными публикациями в американских СМИ.

В структуре Министерства внутренней безопасности США существует масса служб и федеральных агентств, от береговой охраны до управления по анализу и управлению угрозами. Одно из этих ведомств – Иммиграционная и таможенная полиция США, сокращенно ICE – своей первоочередной задачей имеет противодействие нелегальной миграции. Что вполне укладывается в логику антитеррористической борьбы, злобный неприятель не должен переползать границу и вершить произвол. Методы ICE по достижению «миграционного умиротворения» получили огласку и вызывают нешуточное удивление принципами своего существования и воплощения.

С 2006 года (то есть уже седьмой год) у Иммиграционной и таможенной полиции США существует официальный план по количеству арестантов, находящихся в центрах депортации. Он составляет 34.000 единовременно арестованных «нелегалов». Больше можно, меньше крайне нежелательно. Жаргонным обозначением плана по арестованным мигрантам стало выражение «постельный мандат», его знают все сотрудники ICE, большинство потенциальных «клиентов» Иммиграционной полиции, оно давно известно в высших коридорах власти – а теперь стало общеизвестным.

Казалось бы, на фоне 11-миллионного количества нелегальных иммигрантов в США проблем с выполнением плана по арестам быть не должно. Однако с 2008 года главный рубеж незаконного проникновения в страну – граница США и Мексики – обносится высокой стеной, оплетается колючей проволокой, патрулируется джипами, вертолетами и пограничными нарядами. Поток нелегалов, широким бреднем вылавливаемый у мексиканской границы, стал иссякать. А нормативы по арестам остались прежними, о чем ниже будет сказано отдельно. Как прикажете их выполнять?

В ICE подошли к тюремному плану оригинально, с креативной изюминкой. Раз возник дефицит явных нарушителей границы, воспользуемся базой данных по людям, уже преступавшим иммигрантское законодательство. Нарушения они совершали – да. В полицейской картотеке состоят – да. Их адрес и место работы известны – да. Так включай сирену, бери стальные обручи для запястий да поехали план по посадкам выполнять.

В депортационные центры стали массово доставлять людей иностранного происхождения, которые находятся в США на законных основаниях. В прошлом они действительно совершили правонарушения и теоретически могут быть высланы из страны как уже резиденты, но еще неграждане. Однако в подавляющем большинстве случаев американские суды (следует отдать должное их профессионализму и здравому отношению к закону) позволяют таким арестантам ICE остаться в Штатах, обычно выпуская их на свободу прямо в зале заседаний. Но до этого человек несколько месяцев проводит в камере, несколько месяцев пребывает в шоковом состоянии вместе с членами семьи – а вдруг депортируют?!

Теперь – главное. Депортационные центры, куда Иммиграционная и таможенная полиция США планово доставляет арестантов,…являются частными! Они принадлежат нескольким корпорациям, наиболее видные из которых - Corrections Corporation of America и GEO Group. Федеральный план по посадкам в 34.000 человек поразительным образом совпадает с вместимостью этих пенитенциарных заведений. И хотя поток нелегальных приезжих в США за последние годы снизился в два раза,  расходы на их задержание, содержание под стражей и высылку столь же симметрично в два раза увеличились. Сейчас эта строчка в федеральном бюджете солидно весит 2.8 миллиарда долларов. Уже само Министерство внутренней безопасности США пытается снизить размер «постельного мандата» с 34.000 до 31.800 заключенных, обещая использовать средства электронного контроля над нарушителями при их домашнем аресте. Но Конгресс США не дозволяет терять бдительность при выявлении незаконных мигрантов и норму на аресты не снижает. Видимо, лоббисты Corrections Corporation of America и GEO Group вчистую переигрывают производителей электронных браслетов и GPS-навигаторов…

Так что прибыльное это дело – бороться с терроризмом и противостоять нелегальной миграции. И ехать из богоизбранной страны никуда не нужно, и рисковать своим драгоценным здоровьем не приходится. Знай себе получай ассигнования на строительство новых депортационных центров, оснащение старых и обеспечение всех прочих. Поток арестантов обеспечен на законодательном уровне, последнее время все больше привозят смирных да послушных «клиентов», слегка обалдевших от внезапного заточения из-за пятнышка в иммиграционной биографии. Ничего, посидят несколько месяцев, не растают. Больше станут ценить исключительные возможности американской жизни, искренне радоваться воздуху свободы. А вы говорите – «Аль-Каеда», взрывы, опасности. Творчески надо подходить, творчески.