Операция «смерть»: как врачи загубили две жизни
На модерации
Отложенный
Беременная женщина пришла в больницу за помощью, а через десять часов скончалась на операционном столе
В конце прошлого года в новом, хорошо оборудованном роддоме в Челябинской области во время срочного кесаревого сечения умерли женщина и ее неродившийся ребенок. Беременность 34-летней Ольги Чукиной до 28-ой недели протекала нормально. В больницу она обратилась с жалобами на отеки ног и высокое давление, а спустя 10 часов умерла на операционном столе. Ребенка врачи также не спасли. После трагедии родные погибшей решили добиваться расследования причин ее гибели. Они обратились в прокуратуру области и Минздрав. В результате проведенных проверок, следственный отдел при прокуратуре Октябрьского района Челябинской области возбудил уголовное дело по статье 109 часть 2 уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Родные погибшей очень надеются, что люди, виновные в этой трагедии будут наказаны по закону. Они до сих пор не могут поверить в случившееся.
Малыш должен был родиться уже в марте, прямо ко дню рождения Ольгиного мужа Максима. Для нее это был второй брак и второй ребенок, а для него - первая возможность испытать радость отцовства. Они знали, что будет девочка и уже выбрали ей имя - Даша. Но 26 декабря и мама и ее неродившаяся дочь умерли на операционном столе. У Ольги остался сын от первого брака 14-летний Дима, который теперь будет жить со своими бабушкой и дедушкой.
Елена Лемегова - сестра погибшей, рассказала подробности трагедии.
- 26 декабря в 12:30 сестра позвонила мне и пожаловалась, что у нее поднялось давление и отекают ноги, - рассказывает она. - Я сказала, чтобы она отправлялась в больницу, ведь с такими вещами не шутят. В 14:30 Оля снова позвонила и сказала, что лежит под капельницей. Что ей капали, она не знала. Врач ее не осматривал, вероятно, просто отдал медсестре распоряжение поставить капельницу и все. А в 18:00 мне позвонила наша мама и говорит, что Оле совсем плохо. Сестре поставили диагноз «гестоз» 3 степени.
Врач-гинеколог предложил госпитализировать сестру в Челябинск. Сказал, что положение серьезное и нужно вызывать роды, иначе можно потерять и мать, и ребенка.
Потом почему-то врачи все же решили никуда ее не везти, а делать кесарево сечение на месте. В 23:30 при подготовке к операции и подачи наркоза у Оли остановилось сердце. Вот так вот - в 14:00 она пришла в больницу, а через 10 часов уже умерла на операционном столе.
«СП»: - К каким выводам пришла комиссия Минздрава, проводившая экспертизу?
- В заключении говорится, что были зафиксированы неудачные попытки и трудности при интубации во время оперативного родоразрешения. Интубация - это когда через гортань в легкие проводится трубка и подается кислород. Может быть, эта трубка задела какие-то нервные окончания, может, была передозировка лекарств, потому что попытку интубации предпринимали 5-6 раз, вместо положенных двух. Как мне объяснили врачи, неправильная интубация может вызвать остановку сердца.
«СП»: - Вы надеетесь, что удастся доказать вину врачей?
- Мы очень на это надеемся. Сейчас дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки, прокуратура должна принять решение о возбуждении уголовного дела. Если будет отказ, мы, конечно, будем его обжаловать. Сейчас анестезиолог, который проводил процедуру интубации, по одним сведениям, отстранен от работы, по другим, всего лишь переведен в другой отдел. А вся наша семья все никак не может прийти в себя, как вечер, так и плачем. Сестра очень хотела этого ребенка. Первый брак не сложился - прожили 10 лет и развелись. Сын уже почти взрослый. Поэтому, когда два года назад Оля во второй раз вышла замуж, конечно, они с мужем стали мечтать, что у них появится малыш. Когда узнали о беременности, радости не было предела. А потом еще больше радовались, когда выяснилось, что будет девочка. К сожалению, все закончилось вот так трагично. Сестру и малыша уже не вернуть, но виновные должны быть наказаны, чтобы больше они не смогли причинить никому вред.
«СП»: - Что говорят врачи, почему они не спасли ребенка?
- Это еще один вопрос, который остается без ответа. Спасти его даже не пытались. Врачи говорят, что констатируя смерть матери, они автоматически констатировали и смерть ребенка. Мне так и не объяснили, почему его не извлекли. Увы, ребенок в утробе матери и даже находящийся уже в родовых путях у нас по закону не считается субъектом и привлечь к ответственности врачей за то, что они его не извлекли невозможно.
Комментарии главного врача Октябрьской ЦРБ Александра Косолапова:
- Мы очень соболезнуем родственникам, понимаем и разделяем всю тяжесть трагедии, которая произошла. Мы сами заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах и не допускать их повторения в будущем.
Комментарии
Давайте по порядку, построчно. С самого названия статьи. Начнем со слов "операция "смерть"". Любому вменяемому человеку должно быть понятно, что для каждой операции (даже для косметической) есть причина. Операция кесарева сечения проводится или в плановом порядке или в срочном. Срочность проведения тоже бывает разная. Иногда счет идет на минуты и секунды. Срочные операции, безусловно связаны с гораздо более высоким риском ( как анестезиологическим, так и с хирургическим), поэтому все хирурги предпочитают оперировать днем в плановом порядке.
То, что врачи загубили - это же всем понятно! А кто же должен это делать!? Ещё 100 лет назад, да что сто? - 50 лет назад, когда уже космические корабли начинали бороздить просторы вселенной, женщины в родах погибали намного чаще, чем сейчас - просто об этом не писали.
А почему не писали? Просто это было, к сожалению, обыденным эпизодом в жизни тогдашнего общества. Возьмите статистику (теперь в интернете всё можно найти) и сраните с тем, что есть на сегодгяшний день. В самых лучших клиниках америки и европы (частных!!!) каждый год погибает определенное количество рожениц и НИКТО пока что не может гарантировать, что забеременевшая женщина закончит беременность и роды в полном здравии!
В статье говорится о "хорошо оборудованном роддоме в Челябинской области". Это что? Университетская клиника в Бостоне!? Это не отделение в Институте Акушерства и Гинекологии в Питере! Это простой (у черта на куличках!) роддом, не специализирующийся на тяжелой патологии беременности!
Теперь, почему виноваты врачи? Врачи всегда виноваты! Во-первых, потому что выбрали эту профессию - свмую сложную профессию среди прочих. Во-вторых, потому что в таких условиях работать НЕВОЗМОЖНО!!! В-третьих, обязательно кто-то конкретный должен быть виноват!
Теперь посмотрим на описанную ситуацию более детально. Если женщина в возрасте 34 лет забеременела - это уже опасно! Это сразу ставит её в категорию повышенного риска.
Определить насколько высок этот риск - задача женской консультации. Не могла беременность до 28-й недели у этой женщины протекать нормально. Обязательно должны были присутствовать какие-то признаки развивающейся патологии. Никто не уделил этому должного внимания. Или же сама пациентка не выполняла по каким-либо причинам рекомендаций врачей. Кстати, на западе такие факты очень тщательно фиксируются в медицинских документах и в известность ставится служба социальной защиты, которая выясняет, по каким причинам пациент не выполняет рекомендации врачей (не всегда и это помогает).
Теперь для тех кто ни хрена не понимает в медицине (их всего лишь 1%, потому что 99% широко и глубоко образованного населения прекрасно разбираются не только в технических аспектах т.н. "тяжелой интубации" , но и в молекулярном онкотипировании и генетическом прогнозе наиболее распространенных на сегодняшний день злокачественных опухолей) - пример.
Построили дом с деревянными перекрытиями, на полу паркет, на стенах - обои итальянские моющиеся. Подвели газ, электричество, воду. Сенсоры не поставили, системы автоматического тушения пожара нет. Загорелось!
Пожарных вызвали - приехали, потушили. Что осталось? Две головешки. Почему? СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ!
Как же это обстоятельства "стекаются"?
В данной ситуации ( вернулись к трагедии с несчастной Ольгой) - с одной стороны пациентка, с другой - система медицинской помощи в отдельно взятом регионе отдельно взятого государства ( и общества).
Винить в чем -то пациентку аморально. Просто перечислим некоторые факторы, способствующие развитию случившейся трагедии. Простая женщина в Челябинской области ( или даже женщина - доктор минералогии в Москве) может не осозновать, что рожать надо, пока молодые. Женщина в 34 года в начале 21 века выглядит внешне куда более привлекательнее, чем более молодые фаворитки Людовика XVI, НО!
Вторые роды большой перерыв после первых возможная сенсибилизация организма матери различными антигенами к этому возрасту интеркуррентные заболевания в предшествовавший период беременности возможный иммунный конфликт матери и плода жизненная рутина, заставляющая даже беременную женщину отставить на второй план свои заботы (моя жена второго ребенка начала рожать по дороге домой с работы в университетской лаборатории !)
Новый Год грядет ещё какие-то неизвестные нам обстоятельства. Лирическое отступление: а знают ли женщины, почему не следует употреблять алкогольные напитки во время беременности? ( подсказка адвокату ответчиков).
Теперь перейдем ко второй стороне. Система медицинской помощи в России и в частности - в Октябрьском районе Челябинской области. По стечению обстоятельств женщина попадает в ситуацию, когда её заболевание угрожает не только её здоровью, но и жизни её и плода. Об этом она ещё не догадывается и просит совета у своей сестры. Та, в свою очередь, интуитивно советует ей обратиться в ЦРБ. Уже через два часа (в 14:30) пациентка лежала под капельницей (надо полагать -раствор магнезии). Почему до сих пор не осмотрена врачем? А сколько их на тот момент было в Октябрьской ЦРБ? А чем они были заняты? 14:30 - скорее всего завершали какую- нибудь плановую гинекологическую операцию. Помогали какой-то простой женщине Октябрьского района Челябинской области. Ну не на частные же операции туда едут из Москвы и Питера.
Уже в 18:00 стало ясно, что положение очень серьезное и появилось сомнение, что в условиях Октябрьской ЦРБ возможно справиться с данным случаем. Несчастный анестезиолог ещё не знал, что ему предстоит пережить! Ввиду того, что нарушения в системах организма развиваются неудержимо, -единственной возможностью приостановить смертельный каскад разрушений является срочная операция по спасению матери. Никакой вменяемый акушер никаких серьезных шансов на плода в такой ситуации не ставит!!! Тем более, недоношенному плоду в условиях ЦРБ, да ещё зимой, когда транспортировка его в областной центр рискована по многим причинам - не выжить! В такой ситуации приоритетом является жизнь матери. Подчеркиваю, даже не здоровье, а - жизнь матери. А потом создалось положение, называемое в шахматной игре ЦУГЦВАНГ, что переводится как "куда не кинь - всюду клин", т.е., куда бы ты не пошел - везде встретишь "северного пушного зверька". Знал ли о том, что ему предстоит пережить, несчастный анестезиолог? Смертность в описанной ситуации выше, чем 50:50. Плод, кстати, погибает раньше матери, поэтому его никто и не кидается спасать. В чем же заключается цугцванг этой ситуации?
Везти в Область нельзя - потеряют по дороге. Лечить на месте - нет возможностей. Шансов мало на успех, но что-то надо делать.
Читать глупости про неправильную интубацию, которая может надавить на нервы, вызвать остановку сердца, или же про передозировку лекарств просто больно. Нельзя кидаться словами. Интубация - самый критический момент анестезии. В этот момент в операционной никто не двигается и абсолютная тишина. Есть только несколько секунд, которые отделяют пациента от состояния смерти. Прошел этот этап - есть шанс продолжить свою жизнь. В плановой хирургии легче, а с экстренными случаями - несколько хуже. В условиях, когда контроль над системами организма, мягко говоря, эфемерный (как в данном случае), когда все ткани отечны и кровят от легкого прикосновения (DIC) - практически есть один только шанс для успешной интубации. Если у того анестезиолого был опыт работы с подобными пациентами, то он прекрасно представлял, что его ждало! Не оказать медицинскую помощь он не имеет права - когда ему вручили диплом, его этого права лишили ( в отличие от всех других граждан). Не получилось - убийца!!!
Я хотел бы знать, как администрация Октябрьской ЦРБ, как анестезиологическая служба Челябинской области, как Минздрав России подготовился к подобным случаям? Есть ли в каждом анестезиологическом отделении "набор для тяжелой интубации" ? Подготовили ли они (вышеперечисленные) анестезиологов для подобных случаев?
Чтобы выпустить "пар социальной напряженности" государственная машина дает "свисток" в руки борзописцев. Никакой ответственности за написанное они, к сожалению, не несут. А ведь все знают, что слово может ранить очень больно. В статье приведены слова сестры погибшей "...виновные должны быть наказаны, чтобы больше они не смогли причинить никому вред." Виновны все от президента до заведующего анестезиологией Октябрьской ЦРБ в том , что не способны обеспечить условия работы для рядовых врачей. Виновен сам анастезиолог, что вместо дерматологии (поди - попади туда!?) выбрал тяжелую и опасную работу. И чтобы никто не смог причинить вред гражданам, они сами с легкостью могут научиться принимать роды (разной сложности), удалить соседу опухоль пищевода (на кухне), поменять клапаны сердца (в ванной комнате), смешать в баночке препараты для иммунотерапии
Граждане, имейте совесть, не болейте в Новый год! Ну и в остальные праздники. И вообще не болейте, не отвлекайте врачей
И именно по этому основанию. Я Вас тоже.... ну Вы меня поняли?
Медики в России ОПГ почище ментов. Увы!
Жалко мужчину, отравленного липовым алкоголем.
Жалко школьников, отравленных в столовой.
Жалко детей, которым сделали уколы неизвестно от чего.
Спросить по закону не с кого. Так для кого этот закон???
Квалификация квалификацией, а должен быть и закон защищающий граждан!
И оставьте вы врачей , врач - не автослесарь, не может вскрыть, разобрать и исправить поломку. Человеческий организм - очень сложный механизм, да еще и индивидуальный.
Что-то я никогда не слышал, чтобы пациент жаловался, что его убил дерматолог или санитарный врач. Есть особо опасные специальности в медицине: хирургические, акушерство, анестезиология. Даже реаниматолог не принимает на себя столько атак со стороны родственников пациента: " вы же понимаете, мы боремся, но..."
Люди идут к врачам, чтобы оставить у них всю свою боль и уйти здоровыми и счастливыми. А если этого не происходит?
Я в своем комментарии коснулся лишь труда врача и санитарки. Если Вы обсуждаете губернатора или федерального чиновника, то, разумеется, на обоих лежит огромная ответственность и труд их должен иметь достойное вознаграждение. Пост такого ранга обязывает отдавать всего себя без остатка на протяжении всей каденции. Что же реально мы видим? Стяжательство и коррупция, чванство и некомпетентность. Гнать таких руководителей взашей! Сейчас россияне живут в условиях "подлинной демократии" и имеют "реальные рычаги для влияния на все эшелоны власти". Успехов!
Когда посетитель идет к чиновнику, мысли о благодарности у него не возникает. Он считает, что государство должно поступить справедливо и без задержки решить все его вопросы, поступив по правилам. Заметьте, по тем правилам, которые пишет само государство. Т.Е. чиновник, лишь следит за выполнением этих правил. И конце посетитель готов на многое лишь бы избавиться от процедуры посещения истратив подчас немалые средства. Потому, что государство взимает плату, за обращение, ознакомления, и подтверждение тех прав и правил, которое само же и устанавливает.
В случае врача, его труд и пользу лучше всего смогут оценить именно пациенты. Государство смотрит на врача, работающего в государственном секторе, как на чиновника (!). Представьте на минуточку, что в России нет государственной медицины: все больницы частные, скорая помощь частная и нет никаких поликлиник. Учеба в медвузе тоже платная. Так было в России 130 лет назад. В настоящее время Россия - одно из немногих государств, позволяющих себе содержать настолько широкую сеть государственных лечебно-профилактических медицинских учреждений. Государство "скрипит", есть перекосы и перегибы в медицине со стороны функционеров, но никак нельзя отказаться от государственной (хоть и плохой и яростно ругаемой обывателями) системы медицины. Иначе - крах всего государства, быстрый и неотвратимый!
Если бы Вы знали, что творится в медицине "старой доброй Англии"!?
К медикам есть к чему придраться как и к любой другой профессии, сейчас это модно. Но к чему это приводит ? Подрыв доверия к медицине (честно я давно уже не верю, но у меня это личное - теща медик) приведет к бюрократизации назначаемого и проводимого лечения. А это так и будет скоро после таких нападок каждый рецепт и диагноз врачу придется десять раз в десяти инстанциях и через десяток контролирующих отделов проводить чтобы себя обезопасить. Уже до чего дошли: молодые врачи встретив на улице пострадавшего 10 раз подумают помочь ли ему, потому как пострадавший может потом предьявить в суд что данный медик не так спасал его жизнь... Чаще проходят мимо, и не дай бог кто заподозрит что он медик... Клятва Гипокарта осталась в СССР, нет больше идейных не только политиков но и медиков... сами же и извели.