"Газпром" оказался в западне

На модерации Отложенный

Российский газовый монополист «Газпром» переживает сложный период: компания теряет миллиарды на европейских рынках, находится под давлением сланцевого бума, не может выбить себе достойную долю на азиатском рынке, а вскоре должна будет выплатить немалые штрафы ЕС за нарушение антимонопольного законодательства. Об этом пишет в своей статье в американской газете Тhe New York Times профессор Городского Лондонского Института Алан Райли (перевод РИА «Новый Регион»).

Он обратил внимание, что в столь затруднительной ситуации российский государственный монолит находится уже давно, и компании грозит «окончательный упадок», если Кремль не предпримет радикальных мер.

Как отмечает эксперт, российская государственная компания «Газпром» должна выплатить небывалое количество антимонопольных штрафов Евросоюзу. Это произойдет на фоне того, что спрос на российский газ в Европе сократился в связи с ростом международного рынка сланцевого газа и роста конкуренции внутри РФ. При этом Украина пытается выйти из договора с «Газпромом».

Есть ли у компании, которую по праву считают главным инструментом российского капитализма, другие альтернативы по выходу из ситуации кроме как расформирование – уместный вопрос.

Еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния в прошлом месяце объявил о том, что комиссия готовит ряд обвинений в нарушении антимонопольного законодательства ЕС в адрес «Газпрома». Претензии ЕС касаются деятельности российской компании по подрыву конкуренции с альтернативными поставщиками голубого топлива на европейском рынке. Велика вероятность, что обвинения компании будут предъявлены не позднее конца этого года, в результате чего «Газпрому» придется выплатить серьезные штрафы за отказ открыть рынки в центральной и Восточной Европе.

Нынешняя ситуация кардинально отличается от недавнего прошлого. Ещё в 2008 году «Газпром» был обладателем четвертой в мире капитализации ($299 млрд). Перед ним были лишь Exxon Mobil ($452 млрд), PetroChina ($423 млрд) и General Electric ($369 млрд). Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер тогда амбициозно заявлял, что к 2015 году капитализация компании вырастет до $1 трлн. Текущая рыночная стоимость «Газпрома» составляет немногим больше $100 млрд.

Критики убеждены, что подконтрольный государству «Газпром» сделал три основных ошибки – прозевал американскую сланцевую революцию, рост китайского рынка и глобальный всплеск сжиженного природного газа (СПГ). Неспособность вовремя осознать важность этих событий обходится слишком дорого. Сланцевый газ заполонил газовый рынок Европы. Туркменистан перехватывает инициативу по поставкам газа в Китай, с которым «Газпром» никак не может договориться из-за собственных слишком высоких требований по цене на «голубое топливо». Учитывая, что КНР ищет новых поставщиков – от австралийского СПГ до своих собственных сланцевых месторождений, держаться за завышенные цены – тактика довольно рискованная.

Как отмечает эксперт, если Брюссель добьется, чтобы цены на газ не были привязаны к стоимости нефти, «Газпром» также понесет огромные потери. По подсчетам аналитиков «Ситибанка», потеря каждого доллара за каждую тысячу британских тепловых единиц обойдется снижением в $4 млрд ежегодного дохода «Газпрома». Если европейские цены упадут еще на полпути к главному газообмену с США, до так называемого «Henry Hub» (на данный момент около $3,43), российской компании придется смириться с потерей $14 млрд дохода.

Даже Украина, продажа газа для которой по завышенным ценам была доступна «Газпрому» благодаря ряду рычагов, больше не является надежным клиентом. В соответствии с контрактом по поставке от 2009 года Украина должна была принять по меньшей мере 41 млрд кубометров газа. В прошлом году она взяла лишь 33 млрд. Киев отказался платить $7 млрд неустойки и деловито потребляет газ из других источников. Во время последней закупки в мае 2013 года ЕС обеспечили Украину 5 млрд кубометрами газа, и в этом сезоне объем должен достигнуть 10 млрд. Помимо этого Киев ведет переговоры с американской фирмой Excelerate, которая могла бы поставить Украине еще 5 млрд кубометров. Эти новые источники импортного газа в сочетании с серьезным упором на энергоэфективность и увеличения поставок сланцевого газа довольно сильно сократят долю «Газпрома» на рынке.

Внутри России над «Газпромом» нависли две основные угрозы. Независимый российский производитель природного газа «Новатек» и государственная нефтяная компания «Роснефть» угрожают подорвать позиции «Газпрома». Одновременно с этим они лоббируют себе прямой доступ к экспортным рынкам.

По мнению Райли, у Кремля есть два варианта исправить ситуацию. Можно разделить «Газпром» на трубопроводную и ряд производственных компаний, открыть рынок и больше поощрять иностранные инвестиции, тем самым улучшая уровень производства, снизить цены и помочь компании сохранить долю на европейском рынке. Тем не менее, по оценке профессора, политические и коммерческие интересы вокруг «Газпрома», скорее всего, будут противостоять такой радикальной либерализации.

В этой ситуации, как считает британский эксперт, единственной потенциально надежной альтернативой для «Газпрома» могло бы стать увеличение доходов посредством снижения цен до конкурентоспособных, что в сделке с Китаем даст высокий объем продаж. В то же время «Газпром» может добиться соглашения с Кремлем о постепенном увеличении внутренних цен. Это может помочь компании получить больше финансовых альтернатив, и главное – больше времени на решение необъятного количества своих проблем.

Очевидно, что «Газпром» не может вести бизнес как раньше – это медленный, но верный пусть к окончательному упадку, – считает Райли.