Кризис военного сотрудничества России и Китая
На модерации
Отложенный
Военное партнерство России и Китая, процветавшее после распада Советского Союза и окончания господства идеологии над политикой экспорта вооружений, на протяжении нескольких последних лет переживает период стагнации. Причиной данного кризиса являются действия властей КНР по несанкционированному копированию продукции российской военной промышленности, безлицензионному или дублирующему производству китайских аналогов, а также широкомасштабная модификация закупленного у России оборудования и изменение оригинальных запчастей, боеприпасов и приборов.
Причиной тому являются активные меры Пекина, направленные на развитие отечественной промышленности и оборонной самодостаточности. Сейчас, когда прошло меньше десяти лет, подобные меры стали препятствием для развития оборонного партнерства двух стран, и Россия не слишком желает продавать Китаю новое модернизированное вооружение.
Новый виток сотрудничества между Москвой и Пекином в золотые 90-е
Военное сотрудничество двух стран было начато в первые годы холодной войны. Тогда Сталин великодушно издал указ о безвозмездном предоставлении коммунистическому Китаю некоторой части российского оружия и военных технологий. Результатом этого дружеского жеста стало не только появление у Китая большого числа легкого и тяжелого вооружения российского производства. КНР получила возможность заложить основы собственной военной промышленности и добиться в ней значительных успехов. Так, благодаря советской инженерной мысли за счет производства самолетов Миг-17, Миг-19, Миг-21, Ил-14, Ту-4 и Ту-16, подводных лодок класса «Ромео», танков Т-54, разного рода артиллерийских установок и бронетранспортеров была создана китайская военная промышленность, сохранившая преданность своим иностранным основателям. Однако к конфронтации СССР и Китая привел кризис, разразившийся внутри коммунистического лагеря в 60-х годах прошлого века. Оба государства стали заклятыми врагами, готовыми вот-вот начать военный противостояние. Эта размолвка имела негативные последствия для коммунистического Китая. Народно-освободительная армия Китая лишилась современного советского оружия и, не имея других технологических ресурсов, в 70 - 80-х годах не сделала никаких заметных успехов, хотя и прилагала к этому множество усилий.
Количество вооружения и военных технологий, закупаемых в те десятилетия у таких стран, как Франция, Италия и США, было крайне незначительным, да и его поставки были прекращены вслед за вооруженным подавлением студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и введением санкций против КНР. В то время армия коммунистического Китая, несмотря на большую численность личного состава и вооружения, имела множество проблем технического характера, негативно повлиявших на баланс сил между КНР и ее противниками. Так, в 1979 году безрезультатно окончилась война с Вьетнамом из-за его превосходства в воздухе. Крайне сдержанно Китай стал вести себя и с Индией, оснащенной современными истребителями российского, французского и британского производства. Бесперспективным оказалось и противостояние с Тайванем. Причиной тому стал высокий риск начала военных действий с США или с их союзниками - Японией и Южной Кореей. Если Китай все также делал ставку на свои истребители первого и второго поколений F-6 и F-7 (китайские аналоги советских Миг-19 и Миг-21), то его соседи уже получали самые современные образцы вооружения в мире.
Распад Советского Союза стал звездным часом для Китая. Период враждебности в отношениях с Москвой закончился, и она была готова продать Пекину большие партия оружия. Теперь Россия не смотрела на экспорт вооружения через призму идеологии, относясь к этому как к исключительно коммерческому предприятию. Не имея доступа к современным военным технологиям в течение десятилетий, Китай с его отсталой промышленностью и плохо оснащенной армией лихорадочно принялся закупать оружие у России.
В 1992 году Китай разместил заказ на приобретение 78 самолетов Су-27. Этот договор запустил военную промышленность Китая, увеличив тем самым боеспособность Народно-освободительной армии. В действительности именно благодаря получению истребителей семейства Flanker (поколения Су-27 и последующих образцов) военная мощь Китая сделала настоящий прорыв. Приобретение 12 подводных лодок класса «Кило», зенитно-ракетного комплекса С-300 (а именно Китай стал первым его иностранным покупателем), радара слежения за воздушным пространством, 26 вертолетов Ка-27 и Ка-28, 25 транспортных самолетов Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78, 11 пассажирских Ту-154, 338 вертолетов Ми-8/17 и большого количества авиационных снарядов сделало Китай самым крупным импортером российского вооружения. Затем после подписания договора на поставку 100 самолетов Су-30, КНР стала самым крупным покупателем этих машин, получая их даже тогда, когда на вооружении воздушных России данного вида техники явно не хватало.
Однако гораздо более значимым аспектом военного сотрудничества России и Китая стали совместные проекты по производству оружия внутри самой Поднебесной. Таким образом было налажено лицензионное производство Су-27 под наименованием Shenyang J-11 количеством 200 штук с использованием российских двигателей и запасных частей. Стартовал проект создания самолетов KJ-2000 с авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS) на базе Ил-76. Началась поставка двигателей для китайских самолетов, таких как реактивный учебно-боевой JL-8 компании Hongdu. Более 190 таких самолетов уже поступили на вооружение китайских военно-воздушных сил и, вероятно, Китай закажет еще как минимум 400 этих машин. КНР также получила двигатели для более 270 истребителей-бомбардировщиков Chengdu J-10. Также были заказаны моторы для более сотни таких же самолетов FC-1. Их последняя партия, заказанная Пакистаном, состояла из 250 машин.
Самолеты Chengdu FC-1 (пакистанское обозначение JF-17 Thunder) представляют собой многофункциональные истребители-бомбардировщики с российскими двигателями, производимые в Китае по заказу Пакистана.
В целом военная промышленность КНР добилась невероятных успехов именно благодаря опоре на российские технологии.
Китайское предательство
Несмотря на столь теплые отношения, с 2004 года Россия стала замечать, что Китай нарушает совместные договоры и не соблюдает права собственности на российскую военную продукцию. Настоящий гнев Москвы вызвало безлицензионное производство самолетов Shenyang J-11 (китайских аналогов Су-27). Китайские инженеры копировали имеющиеся образцы этих российских самолетов, снабдив их китайскими двигателями, радарами и вооружением. Заложив в новую модель собственные желаемые параметры, китайцы фактически нарушили существующие договоры с Россией. Последующие действия Китая по несанкционированному и опять же безлицензионному производству корабельной модели Су-27 под названием Су-33 еще больше взбесили Россию. Получив данную модель из Украины, китайцы самовольно приступили к созданию клона Су-33 под собственным названием Shenyang J-15. Кроме того, развивая свое производство подводных лодок, Китай старался выпускать продукцию российского образца и совершенствовать ее. То же самое он делал и с вооружением для противовоздушной обороны. Вкладывая огромные средства в производство авиационных двигателей, Китай стремился добиться все большей независимости от России. Комплекс этих мер и убежденность Пекина в необходимости пошагового отказа от импорта российского вооружения привели к тому, что Москва утратила доверие к своему партнеру.
С того момента и уже на протяжении по меньшей мере шести лет Россия воздерживается от продажи Китаю военной продукции, оснащенной самыми современными технологиями. Она, конечно, продолжает поставлять азиатскому соседу авиационные двигатели, но вместе с тем отказывается предоставлять в его пользование свои высокотехнологичные разработки, продавая их соперникам Китая в регионе. Эта проблема и мешает устремлениям китайцев покупать российское вооружение.
Новые потребности Китая и кризис военного сотрудничества с Россией
Сейчас Китай намерен приобрести у России 10 или, по другим источникам, 30 самолетов Ил-76 и восемь единиц Ил-78, а также ожидает появления усовершенствованных моделей Ил-476, чтобы закупить еще 60 таких машин. Кроме того, Китай проявляет интерес к шедевру российской авиационной инженерии Ми-17, импортировав в прошлом году 50 вертолетов данной модели. Между тем несколько месяцев тому назад попытка Пекина разместить заказ на покупку вооружения потерпела неудачу. В частности Китай изъявил желание приобрести истребители-бомбардировщики Су-35 (чуть менее 30 единиц), подлодки класса «Лада» (новые российские образцы субмарин, заменившие класс «Кило»), противокорабельные ракеты «Оникс» (экспортное название «Яхонт») и некоторые другие разновидности оборонного вооружения, однако Россия отклонила это предложение. Российская сторона продолжает настаивать на том, что китайцы нарушают авторские права, и требует возобновления выплаты ущерба за несанкционированное воспроизведение моделей Су-27 и Су-33 под китайским наименованием J-11 и J-15.
Это означает, что Россия не доверяет Китаю и не считает его надежным стратегическим партнером в военном сотрудничестве. Вероятно, по этой причине, предлагая приобрести свое самое современное вооружение конкурентам КНР - Индии и Вьетнаму - Москва отказывается продавать его Пекину. В настоящее время совместно с индийскими коллегами российские специалисты ведут работу по совершенствованию истребителя пятого поколения Сухой Т-50. Модернизируя свой собственный истребитель пятого поколения J-20, китайский инженеры вряд ли получат возможность ознакомиться с техническим содержанием российской модели. То же самое можно сказать и о дизельных подводных лодках класса «Лада», атомных субмаринах «Акула», экспортируемых в Индию, противокорабельных ракетах «Яхонт», современных моделях зенитно-ракетных комплексов семейства С-300, новейших истребителях-бомбардировщиках Су-35 и Миг-35 и многих других видах российского вооружения. Китай проявляет повышенный интерес к бомбардировщикам Ту-22 и тактическим бомбардировщикам Ту-160, однако, учитывая позицию россиян и их негативный опыт сотрудничества с китайскими коллегами, вряд ли Поднебесная получит эти самолеты.
Не реализовалось в полной мере и стремление Китая добиться независимости от России в плане военных технологий, потому что его план по сборке китайских двигателей для J-10 и J-15 провалился. В большинстве других случаев двигатели китайского производства также не обладают высокими характеристиками российских аналогов. Другими словами, Китаю, как и прежде, крайне необходимо сотрудничество с Россией.
Выводы
Россия, конечно, продолжит поставлять Китаю некоторые виды оборонного вооружения, ведь прибыль от этих сделок очень высокая. Китаю, в свою очередь, очень нужна Россия. Особенно это касается производства авиационных двигателей. Несмотря на то, что в целях снижения своей зависимости от северного соседа КНР вкладывает значительные капиталы в собственное производство и опирается на другие страны-производители, такие как Украина, она по-прежнему нуждается в техническом сотрудничестве с Россией.
Вместе с тем недоверие к Китаю из-за его несанкционированного копирования и нарушения авторских прав на российские разработки объясняется опасениями России того, что он может стать ее конкурентом на мировом рынке вооружения. К этому стоит прибавить и тесное сотрудничество России с Индией и Вьетнамом, которые добиваются сокращения влияния Китая, а также недоверие ее самой к азиатскому соседу, увеличивающееся по мере роста его могущества. Все это делает бесперспективным военное сотрудничество Москвы и Пекина.
Комментарии