Художественная посадка академика Ржевского

Директор лицея Академии художеств начал проверку его хозяйственной деятельности и... был арестован за расчистку территории от зарослей.

Директора Московского художественного лицея Российской академии художеств, академика Валерия Ржевского, арестовали прямо на школьном собрании, 29 августа. И под довольный гул собравшихся в зале педагогов отправили в Сизо. Поводом для ареста стало то, что Ржевский распорядился очистить от разросшихся кустов территорию лицея.

Московский художественный лицей — учебное заведение с именем и традициями. Из лицея, как правило, дети уходят в художественные училища, оттуда, если везет с талантом и учителем, — в большие художники. Почему лицей такого уровня вдруг стал местом, где разгорелся уголовный скандал, — история долгая, а назначение академика Ржевского стало лишь детонатором, чтобы вскрыть давно накопившиеся проблемы.

Хозяйство

Хозяйство Валерий Николаевич, назначенный на должность президиумом Академии художеств, принял 6 июля. Принял и ужаснулся. Доказательства катастрофического состояния лицея Ржевский, прежде чем начинать ремонт, запечатлел: ходил по коридорам и аудиториям и фотографировал. Фотографии впечатляют: ободранный до первозданных досок, когда-то покрашенный масляной краской пол, свисающие на шнурах панели подвесного потолка, старые шкафы, выдернутые с корнем розетки, чудовищный бардак (не путать с художественным беспорядком) в мастерских. Он скажет мне, комментируя это портфолио: «Я понимаю, что денег на ремонт могло не хватать, но разве нужно специальное финансирование, чтобы подмести в мастерской и прикрутить выдернутую розетку?»

Времени было мало, и чтобы к учебному году придать лицею достойный вид, начал с фасада и прилегающей территории. Территория, заросшая тридцатилетними кустами боярышника, тоже была крайне запущена — под кустами ночевали бомжи. Места лежанок бомжей он сфотографировал, и если не знать, где сделан снимок, можно подумать, что это подступы к помойке.

Ржевский нанял строительную бригаду, которая восстановила ограду, распорядился восстановить главный вход в лицей. Были отремонтированы коридоры, часть классов и столовая, фасад здания.

Параллельно Ржевский, что было логично, заказал аудит финансово-хозяйственной деятельности и учебного процесса. Перечислять все нарушения бессмысленно, но несомненный интерес у компетентных органов и Министерства образования они должны вызвать.

Например, выяснилось, что только из-за неуплаты налогов от сдачи помещений в аренду, а лицей сдает около 2000 кв. метров, накопилось 8 миллионов долга. Договоры аренды были заключены с нарушениями.

Аудит учебного процесса выявил значительную перегрузку учеников, при этом общеобразовательные предметы сокращались, замещаясь профильными. В старших классах недобор по так называемому федеральному, то есть обязательному компоненту составлял 234 часа в год. В письме, которое Ржевский срочно отправил главе Академии художеств Зурабу Церетели, он напишет: «История, литература, обществознание являются личностно образующими дисциплинами. Если на них сильно сэкономили, то интеллект и личность будут недоразвитыми».

Еще новый директор обнаружил, что несколько мастерских лицея, предназначенных для занятий, забрали в личное пользование преподаватели.

Еще одним неприятным открытием стало то, что в училище широко практиковалось навязывание ученикам платных дополнительных уроков. «Вы же знаете, как легко можно манипулировать родителями, — рассказывал Ржевский. — Вызвать на разговор и сказать, что ребенок «не тянет», допустим, живопись. И чтобы он был аттестован по предмету, а не отчислен, срочно нужны дополнительные занятия. Родители, естественно, соглашались платить. А это 2—3 тысячи за часовое занятие».

Короче, новый директор обнародовал целую галерею «скелетов в шкафах» лицея. И это, как выяснится вскоре, сыграло определяющую роль в остром неприятии его коллективом. Практически на следующий день после вступления в должность Ржевского в адрес Зураба Церетели уйдет письмо с требованием срочно убрать ставленника, так как он был назначен без учета мнения коллектива.

Формальный повод расправиться с новым директором у сотрудников лицея появился, когда Ржевский дал распоряжение расчистить территорию от зарослей. Это не было его личной инициативой — из управы Якиманка и пожарной инспекции пришло предписание немедленно привести территорию в порядок. Паспорт учетного участка в лицее отсутствовал, и Ржевский направил обращение на имя и.о. руководителя департамента природопользования А. Кульбачевского с просьбой помочь восстановить с учетом законодательства данные на участок. Ответа не получил.

Договорился со строительной бригадой, которая занималась ремонтом, чтобы они расчистили от сухостоя и зарослей территорию. И... подписал себе приговор. 29 августа на собрании педколлектива Ржевского арестовали и отправили в Сизо, обвинив в незаконной вырубке 400 (!) деревьев.

Оговорюсь сразу, я съездила к лицею посчитать пеньки. На территории обнаружился ухоженный сквер с множеством деревьев и кустов, приведенный в идеальный порядок. Это то, что осталось, по мнению следствия, от варварской вырубки.

Необыкновенная легкость обвинения

Через два дня после того, как территория была очищена, в полицию поступило заявление от представителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Николая Савельева о незаконной вырубке 400 деревьев и кустарников.

Было спешно заведено дело по статье 260 Уголовного кодекса. Ущерб был оценен в 14 миллионов рублей.

Сомневаться в том, что столь стремительная жажда справедливости была заказного свойства, как-то странно. Следователь следственного отдела ОМВД «Якиманка» Владимир Ерофеев немедленно запросил ареста обвиняемого. Ржевского арестовали на собрании в школе и отправили в Сизо, где он провел сутки.

Надо рассказывать, как может сокрушить человека внезапный арест? Ржевский, когда я задала этот вопрос, впрочем, ни слова не сказал о том, что спустя несколько дней после выхода из камеры попал в Склиф, где ему сделали срочную операцию на сердце. Он только рассказал, как унизительно, когда снимают отпечатки пальцев, раздевают, фотографируют и ничего не говорят о том, что тебя ждет.

Сфабрикованность дела на Ржевского поражает какой-то нелепостью и цинизмом. 400 срубленных деревьев — это, строго говоря, небольшой лес, а не палисадник. На участок лицея не был оформлен паспорт, и доподлинно утверждать, сколько было срублено деревьев, нельзя— отсутствует точка отсчета. Зато можно посчитать за деревья срубленные ветки и сухостой, что и было сделано. Позже адвокат Ржевского отправит запрос в НИИ экологии города и получит ответ, из которого следует, что на указанной площади такое количество деревьев просто не могло расти.

Сквер перед училищем. Начало октября. Все деревья побелены и на месте. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Выяснится и то, что в протоколе задержания следователь Ерофеев в качестве основания пишет, что на Ржевского указали свидетели как на лицо, совершившее незаконную вырубку. Правда, показаний свидетелей в деле нет, но, видимо, Ерофееву живо представилось, как солидного возраста академик с бензопилой в руках сокрушил за пару дней 400 деревьев. На самом деле обрезали сухостой рабочие строительной фирмы, которые занимались ремонтом в лицее, и формально именно эта фирма должны была оформлять разрешение на проведение работ.

В защиту Ржевского выступят 40 академиков Академии художеств, отправив письмо Церетели. Спустя три недели после скандала с Ржевского снимут подписку о невыезде и переведут в статус свидетеля. Замяли дело? Валерий Николаевич сказал, что сделать этого не позволит и собирается подавать встречный иск о защите чести и достоинства.

Валерий Ржевский и его работы. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Истоки ненависти

За что пострадал академик Ржевский? В буквальном смысле — за дело. В общем-то, достаточно типичная российская история, оттого и такая беспощадная.

Примечательно, что грозить забастовкой в случае, если Ржевского не отзовет Академия художеств, учителя начали, не имея в арсенале никаких доказательств его злокозненности. Не самая лучшая характеристика для педагогов и сомнительное единодушие. Чем вызвано?

В телефонном разговоре заместитель директора по учебной части Наталья Терехина сказала буквально следующее: «Исполняет обязанности директора у нас сейчас прежний наш директор — Ястребенецкий, мы надеемся, что Ржевский не вернется. Учебный процесс идет. Конечно, с забастовкой мы погорячились. Но протест против Ржевского оправдан — этот человек пришел в лицей со своими сотрудниками и фактически обокрал нас. Те деньги, которые пришли в школу на доплаты для наших учителей, он потратил на зарплату своей команды. Мы подали иск о незаконном расходовании бюджетных средств».

Позже, правда, выяснится, что транш на доплаты учителям придет в начале сентября, когда Ржевский будет под следствием и фактически никак не сможет иметь доступ к деньгам, что зарплату он действительно один раз получил — 36 тысяч рублей, а его заместитель и секретарь с водителем все вместе около 50.

И будет у меня еще один разговор с сотрудником лицея, которая попросит не называть ее имени. «В лицее есть люди, которых приход Ржевского в лицей очень обнадежил, но нас меньшинство. Мы обрадовались, что наконец-то появился человек, который может навести порядок в нашем болоте. Мне очень неприятно это говорить, но вся эта подлая история произошла потому, что люди бросились защищать прогнившую систему. У нас давно все привыкли к тому, что на работу можно приходить в любое время, а не к девяти, что всячески замазываются неприятные эпизоды, связанные с тем, что некоторые преподаватели явно проявляли нездоровый интерес к ученикам. Родители даже писали Церетели письмо, но в полицию обращаться не решались, боялись отчисления своих детей. Что некоторые преподаватели позволяли себе приходить на уроки нетрезвыми. А тут пришел Ржевский и стал наводить порядок. Слишком энергично, чтобы это оставить безнаказанным». В редакции есть и контакты родителей учеников, которые все это могут подтвердить, но не хотят открыто заявлять о своих претензиях из-за страха, что это отразится на детях.

Такая история, в которой, ко всему прочему, неприятно удивило равнодушие к судьбе лицея руководства Академии художеств. Зураб Церетели появлялся в лицее, проводил даже мастер-классы. Не видел, в какой упадок пришло хозяйство? Или помещение лицея со множеством арендаторов в большей степени интересует как коммерческий проект, а не гуманитарный?

В этом году ни один из выпускников престижного лицея не поступил в Суриковское художественное училище.