Как Ливанов избежал депутатского импичмента
Дмитрий Ливанов, войдя в зал заседаний Госдумы, наверное, сильно удивился. В последние несколько месяцев депутаты только и делали, что критиковали его министерство за новый закон об образовании, за реформу РАН, за лишение аккредитации вузов и уж тем более за проверку диссертаций самих депутатов на наличие плагиата. Но вот когда сам Ливанов наконец-то приехал на Охотный Ряд и поднялся на трибуну, он увидел перед собой пустые ряды. Порой из 40 мест лишь одно было занято скучающим депутатом. В зале было необычно пусто, хотя никаких других крупных мероприятий в этот день в Москве не было. Но Ливанова это не смутило. Застегнув черный пиджак на все пуговицы, поправив черный галстук и запонки на белой рубашке, Ливанов начал отчитываться о своей работе перед немногочисленными парламентариями.
Его рассказ изобиловал прогнозами на будущее. Он обещал, что в 2016 году все дети с трех до семи лет получат гарантированные места в детских садах. А в 2018 году все нянечки и воспитатели в дошкольных учреждениях будут получать среднюю по региону зарплату. Школьники будут обеспечены бесплатными учебниками, а плата за общежития для студентов, равно как и за присмотр в детских садах, не будет расти. Также в будущем времени Ливанов говорил и о новой системе мониторинга вузов. По его словам, в следующий раз при определении качества университетов и институтов будет учитываться фактор трудоустройства выпускников, а сама процедура мониторинга затронет все вузы: и государственные, и частные.
Но первый вопрос из зала касался не прекрасных планов на будущее, а возможной отставки министра. Задал его коммунист Николай Разворотнев. «Обеспокоенные разрушительными экспериментами в образовании и науке, три фракции – ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия" – официально обратились к президенту с требованием отставки министра образования. Такую позицию занимала и немалая часть "Единой России". Но решения как не было, так и нет. В связи с этим один вопрос. Дмитрий Викторович, ответьте откровенно. Почему президент опасается отправить вас в отставку и почему вы не хотите ему в этом помочь? Ведь всеми признано, что результаты вашей деятельности плачевны», – задал давно заготовленный во фракции вопрос депутат.
Ливанов к вопросу был готов. Он с улыбкой на лице и крайне вежливо поблагодарил Разворотнева за его предложение об отставке. «Большое спасибо за вопрос. Я бы охотно ответил не него, если бы я относился к категории самозанятых, но поскольку я наемный работник, то я работаю до тех пор, пока ко мне есть интерес работодателя. Я рассматриваю это как политический популизм, демагогию и нежелание работать», – сказал Ливанов. Коммунисты ничего ему на это не ответили. Они слушали его молча. Никто не свистел и не топал.
Следующий «острый» вопрос задал министру справедливоросс Александр Агеев. Он спросил, почему произошло повышение платы за общежития для студентов, в некоторых вузах, по данным депутата, она уже достигает восьми тысяч рублей.
Ливанов поблагодарил и Агеева, отметив, что он затронул важную тему. После чего заверил депутата, что министерство ведет мониторинг вузов по всей России, а случаи повышения оплаты за общежитие отмечены только в 35–40 высших учебных заведениях страны.
О РАН парламентарии вспомнили уже в конце встречи. Валерий Черешнев из «Справедливой России» наконец-то спросил, каким образом министерство планирует повышать эффективность работы научных институтов, если в них работают те же люди, а сами НИИ финансируются на том же уровне.
Ливанов ответил, что их задача сделать так, чтобы деньги, которые государство выделяет на финансирование научных исследований, попадали в руки дееспособных научных групп.
Депутаты заметно скучали. Ливанов же продолжал рассказывать им об эффективной реформе. В этот момент к ложе министра, из которой он отвечал на вопросы депутатов, неожиданно подошел нобелевский лауреат Жорес Алферов. Он протянул руку и повернул к себе микрофон министра. «Этим законом вы уничтожаете Российскую академию», – успел лишь выкрикнуть старейший депутат Госдумы. Ливанов повернул микрофон к себе и со столь же притворной улыбкой прокомментировал короткое выступление ученого: «Тут у нас с Жоресом Ивановичем разные позиции. Я высказываю, конечно, свое мнение».
Алферов продолжал что-то говорить, но его голоса уже не было слышно, и депутаты продолжили задавать свои «беззубые» вопросы о ясельных группах в детских садах, о зарплатах нянечек и повышении платы за дошкольное образование. Некоторые демонстративно зевали. Ливанов спокойно поправлял запонки, улыбался и отвечал.
Только во время последних выступлений от фракций депутаты неожиданно вспомнили, что вообще-то планировали потребовать отставки министра, а не посвящать встречу с ним исключительно проблемам ясельной группы детского сада.
«У нас нет мелочных претензий к министерству, например, по поводу борьбы с плагиатом в депутатских диссертациях. Скорее, наоборот, мы тут министерство поддерживаем. У нас пять фундаментальных претензий к правительству. Растет плата за общежития и детские сады. Не хватает учебников. Мы требуем отмены закона о РАН. Мы убеждены – это не реформирование, это разрушение последнего остова нашей великой державы», – говорил коммунист Олег Смолин с думской трибуны. При этом коммунисты, как ни странно, не стали требовать отставки министра, а лишь предупредили, что если правительство не пойдет им на встречу, они запустят процедуру отставки правительства.
Об отставке министра говорили и члены «Справедливой России», но почему-то рядовые. «Мы требуем немедленной отставки министра образования и науки», – сказал депутат Виктор Шудегов. По его словам, «Справедливая Россия» считает, что министр «продолжает курс, взятый предыдущим министром, на разрушительные реформы образования и науки». Лидеры фракций – Сергей Миронов, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский на правительственном часе вообще не выступили. Даже депутат Владимир Бурматов, который до прихода Ливанова в Думу грозился спросить его про коррупционные скандалы с ЕГЭ, промолчал и не задал министру ни одного вопроса. Как он потом оправдывался в коридоре перед корреспондентом Slon, он просто не мог нарушить фракционную дисциплину.
Возможно, о «фракционной дисциплине» из Кремля напомнили и другим лидерам и депутатам, которые, чтобы не сорваться на министра и не подвергнуть его критике, решили просто не приходить на пленарку в этот день.
Выступление Ливанова завершилось словами благодарности от спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Сам министр образования постарался уехать из Думы как можно скорее, избежав общения с журналистами. Ведь кого-то из них могли и не предупредить о том, что время отправлять в отставку непопулярного Ливанова в Кремле еще не пришло.
Комментарии
http://newsland.com/news/detail/id/1260155/
Шпион, что ли? И все знают и молчат? (Кроме Федорова).
Так что, все изменники Родины?
Где наш СМЭРШ?!!
Хорош гусь, выходит ты шестерка и ни за что не отвечаешь, а лишь выполняешь волю работодателя. Пойдешь как исполнитель вместе с заказчиком.
Из серии: "Я работаю не из-за зарплаты". Есть другие источники для работы "из-за себя".