Политика Москвы может взорвать Кавказ

На модерации Отложенный

Высказывание спикера Госдумы, председателя высшего совета "Единой России" Бориса Грызлова о возможности ликвидации дотационных субъектов федерации вызвало возмущение в самих субъектах, где появились опасения относительно того, что кампания по «укрупнению субъектов» может быть возобновлена». «Субъект федерации — высокое звание. Он не имеет права называться субъектом, если живет за счет других регионов. Нужно либо менять подходы к работе в таком субъекте РФ, либо объединяться с другим субъектом, чтобы эта территория была самодостаточной", — эти слова Грызлова прозвучали практически одновременно с информацией об образовании Северокавказского округа. Вероятно, именно поэтому эксперты субъектов разделенного ЮФО восприняли их на свой счет. Ситуация осложнилась тем, что не все поняли, почему в новый, «квазимусульманский» округ попал Ставропольский край, а в Южном округе осталась Адыгея, титульной нацией которой считаются черкесы (они же адыги).

Вообще основная часть черкесов живет сегодня в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн), есть диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции. В России же численность черкесов не превышает миллиона. Они компактно проживают на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, а также Краснодарского края, Северной Осетии и Ставропольского края.

Тем не менее руководители черкесских объединений Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Абхазии выразили протест в отношении разделения народа по разным федеральным округам: «В результате войны Российской империи против Черкесии (1763-1864 гг.) и последовавшего геноцида черкесов, на Кавказе осталось всего около 5% черкесского населения.

Продолжением геноцида явилось советское разделение черкесов на четыре "народа": "адыгейцев", "кабардинцев", "шапсугов" и черкесов, несмотря на единое самоназвание и общий язык. Черкесы Кавказа, проживая на своей исторической родине, в советское время были разделены и административно, а сегодня они разграничены шестью субъектами Российской Федерации, в трех из которых являются "титульными" народами. Создание Северокавказского федерального округа, в состав которого не вошли Краснодарский край и Республика Адыгея – историческая территория Западной Черкесии, является продолжением порочной политики разделения черкесского народа на его исторической родине».

Еще дальше пошли активисты молодежного движения «Адыгэ Хасэ» (общественного парламента) Карачаево-Черкесии. Они выступили с «рацпредложением» и попросили включить Адыгею («эксклав» Краснодарского края) в Северокавказский округ, причем для этого объединить Адыгею с Карачаево-Черкесией путем передачи первой территории Мостовского района Краснодарского края. Это дало бы ей общую границу с КЧР и, следовательно, с Северокавказским округом.



Между тем в самом Краснодарском крае к составу нового округа отнеслись весьма благосклонно, в том и проживающие там черкесы. «Тот факт, что Адыгея не вошла в очерченный указом «круг бедствия» вдохновляет. Не стоит забывать, что деление государства на федеральные округа ничего общего не имеет с его территориальным устройством. Сама администрация федерального округа есть лишь координатор федеральных структур. И более ничего. Никаких угроз государственности нашего народа в этом решении я не усматриваю. Тот факт, что новый округ назван Северокавказским отражает лишь своеобразное понимание географии в Кремле.

Но после попыток отменить часовые пояса в принципе удивляться нечему», - заявил в интервью «Натпресс» Аскер Сохт из краснодарской черкесской организации «Адыгэ Хасэ». «Единство нашего народа не регулируется указами даже президента России. Мы более века живем в разных странах и осознаем себя единым народам. Очередные бюрократические перестановки в России не могут никак на это повлиять. Что касается планов объединения всех адыгов России в один субъект федерации, я не вижу для этого политических предпосылок. Идея имеет право на существование, но на данном историческом этапе нереализуема. Постоянное ее педалирование конртпродуктивно», - убежден Сохт.

Не видит ничего страшного в разделении черкесов по разных округам и президент Адыгеи Аслан Тхакушинов: «То, что Республика Адыгея осталась в составе Южного федерального округа, еще раз говорит о том, что ситуация в регионе остается спокойной и стабильной. Уверен, этот факт не останется незамеченным потенциальными инвесторами».

Однако поддержка разделения ЮФО вовсе не означает отказ от идеи так называемой «Великой Черкесии», о которой снова заговорили после признания Россией независимости Абхазии. Проект объединения всех черкесов очевидно Москву не устраивает, поэтому здесь с особым вниманием относятся к демонстрации адыгами роста своего национального самосознания. Перед самым Новым годом полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов, говоря о возросшей угрозе терроризма на Северном Кавказе, отметил и активизацию «национальных деятелей, которые требуют создать новый субъект федерации, объединяющий адыгейцев, черкесов, кабардинцев, абазин и шапсугов». Это заявление вызвало волну возмущения черкесов как в самой Адыгее, так и в Краснодарском крае.

Они написали Дмитрию Медведеву, что действуют строго в рамках российского законодательства, Устинова обозвали некомпетентным и несостоятельным, а его слова назвали злонамеренной клеветой и откровенной провокацией. Слова полпреда были истолкованы черкесами как попытка связать их общественные организации с террористическим бандподпольем на территории Северного Кавказа.