Рано хоронить ВТО

Всемирная торговая организация переживает тяжелые времена, но совсем разрывать с ней отношения России нельзя.

На саммите АТЭС, который в эти дни проходит на индонезийском острове Бали, в числе прочих важных тем обсуждается и деятельность Всемирной торговой организации. Глобальный экономический кризис нарушил многие торговые связи, заставил с недоверием относиться к прежним партнерам. Среди стран – членов ВТО резко выросло число взаимных упреков в протекционизме, возведении таможенных и торговых барьеров. Появились даже рассуждения о том, что ВТО – это слишком громоздкая организация, которая не может справиться с современными экономическими и политическими вызовами, а потому обречена на медленное умирание.

Новый руководитель ВТО, бразилец Роберто Асеведу, призывает представителей всех стран-участниц сесть за стол переговоров и заключить новое соглашение, которое может принести мировой экономике дополнительно триллион долларов. Речь идет о созыве представительной конференции членов ВТО. Ее намечено провести в декабре здесь же, на Бали.

«Мировое сообщество считает, что мы разучились договариваться, что мы неэффективны, что мы парализованы, – говорит Асеведу. – Если мы сможем добиться результатов в ходе переговоров, это уже будет успех. Если нет, это будет провал».

На Бали планируется подписать Соглашение о содействии торговле. Если документ удастся согласовать, то будет по-новому регламентирована деятельность таможенных органов, ветеринарной, фитосанитарной и пограничной служб. Удастся сократить платежи на границах в среднем с 10 до 5%. Это и даст экономию в триллион долларов для всех участников внешнеторговой деятельности.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев признает, что ВТО переживает не лучшие времена, но говорить о роспуске организации, членом которой Россия стала год назад, пока рано.

«У ВТО есть будущее, и большое. Дело в том, что очень долго и трудно идут переговоры в рамках Дохийского раунда о дальнейших мерах по либерализации глобальной торговли, снижению тарифов, и здесь действительно все ожидают, что в рамках девятой министерской встречи в декабре должны быть какие-то серьезные подвижки», – заявил Улюкаев на саммите АТЭС.

Так называемый Дохийский раунд переговоров по ВТО, о котором говорит Улюкаев, – это очередная попытка стран-участниц отрегулировать торговые отношения, прежде всего в сельскохозяйственных отраслях: снизить таможенные барьеры, сократить объемы государственного субсидирования. Переговоры по Дохийскому раунду длятся около 12 лет, а в 2008 году, с началом острой фазы кризиса, и вовсе зашли в тупик.

Директор Института международного интеграционного сотрудничества при Международном университете в Москве Игорь Филькевич рассказывает, что остается надежда «обсудить на Бали хотя бы малый пакет договоренностей, так называемую «легкую Доху», но и его подготовка пока не завершена».

Замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев считает, что, несмотря на все сложности, ВТО способна привнести в международную торговлю важное организующее начало.

«ВТО как организация с одной, положительной стороны становится все более универсальной организацией, привлекая к себе новых участников, завоевывая новые сферы влияния, распространяя общие правила не только на группы товаров, но и на инвестиции, интеллектуальную собственность и даже госзакупки. С другой, проблемной, и она на самом деле вызывает претензии у большинства стран-участниц», – подчеркнул Лихачев.

По его мнению, сейчас настала пора переформатировать деятельность Всемирной торговой организации.

«Она будет некой саморегулируемой организацией со своими правилами, но с совершенно другими уровнями влияния по сравнению с сегодняшними и уж тем более с 2000-ми годами», – убежден замминистра.

Для России вступление в ВТО обернулось существенными экономическими потерями, особенно в отраслях сельскохозяйственного производства. По данным вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, за первую половину 2013 года импорт в Россию продуктов питания увеличился на 11 миллиардов долларов, примерно на 7% по сравнению с 2012 годом, а экспорт сократился более чем на 13%. Соответственно, убытки несут отечественные производители.

«Мы заметили, что в текущем году заметно сократилось и продолжает сокращаться поголовье скота, в два раза замедлились темпы производства мяса. А также уменьшилось производство молока и яиц», – отмечает Ушачев.

Академика совершенно справедливо тревожит ситуация, когда общие затраты на импортное продовольствие приближаются к 40 миллиардам долларов и продолжают расти. Происходит это на фоне падения макроэкономических условий в стране.

Ушачев раскритиковал принятую недавно правительством Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 года, назвав ее несбалансированной и недофинансированной.

«Известно, что провозглашен курс на инновационное развитие и технико-технологическое обновление – это проблема № 1 в АПК. Но на это в программе заложено жалких 2 миллиарда рублей. Слава Богу, на это недавно добавили еще 5 миллиардов», – объяснил Ушачев.

Вице-президент РАСХН также указал на финансовую составляющую многих бед российского села – инфляцию, которая не позволяет планировать расходы и доходы хотя бы на среднесрочную перспективу.

«По нашим расчетам, она ежегодно съедает у сельхозпроизводителей 100 миллиардов рублей в год. Конечно же, на нее влияют денежно-кредитная политика, выравнивание российских цен на энергоносители с мировыми и рост тарифов монополий», – говорит Ушачев и предлагает по примеру многих зарубежных стран сократить ставку межбанковского кредитования, сделать ее ниже уровня инфляции.

Он считает, что в настоящее время финансовое положение многих сельскохозяйственных организаций запутано и нестабильно именно из-за несовершенной системы кредитования. В результате общая кредиторская задолженность составляет 2 триллиона рублей, что в 1,3 раза больше суммы годовой выручки.

Еще Ушачев мечтает о том, чтобы тарифы естественных монополий были заморожены не на один год, как сейчас, а сразу на пять лет, что позволило бы хозяйствам более точно планировать свои доходные и расходные статьи.

Можно рассуждать о том, что Россия как-то «не вовремя» вступила в ВТО, в период острого кризиса самой организации и в момент образования негативных тенденций в своей экономике. Однако разорвать отношения с торговым сообществом, которое объединяет 159 стран, было бы непростительной ошибкой, если не сказать – глупостью государственного масштаба. Отечественным чиновникам нужно учиться влиять на ход событий внутри ВТО, добиваться максимально возможных преференций, получать выгоду от различных форм сотрудничества, потому что изоляционизм в глобальной торговле – это совсем тупиковый путь.