Египетские христиане: живой громоотвод революции

Египетские христиане стали самой пострадавшей частью общества во время событий весны-осени 2013 года. Событий, которые можно объединить под собирательным названием «Египет пытается выбраться из-под кровавых завалов арабской весны».

В обстановке противостояния между запрещенными исламистскими организациями и сторонниками светского развития страны православные копты оказались в наиболее уязвимом положении. Далеко не все христиане пережили это противостояние, которое далеко от завершения - буквально на днях в Каире снова звучали выстрелы во время бурных демонстраций и уличных митингов.

В стране пирамид вероятны новые жертвы среди людей, никоим образом не причастных к дележу власти и по умолчанию лишенных политических амбиций. Внутренняя политика сама стучится в двери их храмов просмоленным факелом и взламывает жилища полированным прикладом. Мировое сообщество и международные организации не спешат возмущаться по поводу страданий и лишений 8 миллионов египтян. Да и немного стоят эти возмущения - возможности реальной помощи многочисленным представителям древнейшей христианской конфессии крайне ограничены.

В атмосфере уличного насилия в городах и бунтов в сельской местности египетские копты стали удобной мишенью для «Братьев-мусульман». Стали выгодной мишенью для разбойничьего сброда с масками «борцов за веру». Неспособные противостоять полиции и армии радикальные бандиты вымещают злобу на иноверцах, не забывая обирать до нитки трупы и грабить беженцев. Сугубо из идейных соображений, а как же. В Египте это происходит уже давно и кардинальное изменение ситуации началось едва-едва. Немного скорбной статистики антихристианских погромов в Египте в 2013 году:

- Разграблено и сожжено свыше 40 церквей - более 30 православных, несколько лютеранских и католических. Вандализм при этом зашкаливал за средневековые рамки. Например, монастырь в городе Далгаа горел неделю, заботливо поджигаемый фанатиками снова и снова. Строение, возведенное в IV веке нашей эры, выгорело вместе со святыми реликвиями и всей отделкой - и уже потом подверглось опустошению, вплоть до вырывания электропроводки из стен и шпингалетов с покореженных окон.

- Около 100.000 коптов бежали из Египта с марта 2013, удвоив вынужденную христианскую эмиграцию последних двух лет. Число сменивших место жительства внутри страны учету не поддается, как и участию в распределении социальной помощи и хоть каких-то пособий.

- Лишь приблизительно можно оценить количество человеческих жертв многочисленных злодеяний против коптов. Собственно, далеко не обо всех трагичных эпизодах известно вообще. Погибли сотни людей, исключительно из-за своей принадлежности к определенным религиозным убеждениям. Раненых и осиротевших в результате массового насилия против коптов - тысячи, если не десятки тысяч.

- При защите христианских святынь погибло не меньше 14 египетских полицейских и солдат. Каждый из них был мусульманином (представителям иных конфессий путь в египетские правоохранительные структуры заказан). Полицейских убили люди, лишь формально одного с ними вероисповедания. На деле фанатики исповедуют дикость, нетерпимость и жестокость - таких ценностей не приемлет ни одна религия мира.

Самой большой ложью в ряде СМИ либерального направления является утверждение, что антихристианские погромы в Египте начались после свержения президента-исламиста М.Мурси. Что его сторонники были раздосадованы благосклонным отношением коптского патриарха Феодора II к усилиям военных по реставрации светских, общегражданских ценностей в стране. Что распаленные Тахриром и политическими фиаско бунтовщики набросились на соотечественников иной веры чуть ли не с моральным правом на насилие - «Ты виноват уж в том, что я лишился власти».

На деле военный переворот июля 2013, сбросивший власть «Братьев-мусульман», положил конец тихому геноциду египетских коптов. Положил конец тихому и неброскому, но весьма эффективному местечковому насилию. Коптов без лишнего шума резали в провинциях страны и выдавливали с мест традиционного проживания целых два года, с весны 2011 по лето 2013. Это ползучее насилие всего лишь не было концентрированным, его не транслировали СМИ, о нем не писали газеты. Религиозная нетерпимость не касалась крупных городов - но его жертвами стали сотни людей и десятки храмов. После установления власти военных были предприняты усилия по защите христиан - кстати, они были осторожными и не всегда последовательными. Но даже такой смены государственного вектора оказалось достаточно для настроения и надежды обездоленных людей.

Именно поэтому новое правительство Египта приветствовал патриарх Феодор II и миллионы его прихожан. Именно поэтому ярость фанатиков выплеснулась на знаковые храмы и знаменитые монастыри - волку больше не требовалось рядиться в овечью шкуру толерантности и потеть под маской терпимости. Он потерял власть, зато приобрел свободу грызть и убивать. А кого легче насиловать и мучить - солдат на броне или монахинь при храме? Риторический вопрос для сторонников исламского развития Египта. Ответ написан копотью на развалинах монастырей, размечен новыми крестами на кладбищах древней страны...

Новая власть Египта сейчас держит экзамен на моральное право управления государством. Мало выпустить указ о восстановлении всех христианских храмов за счет небогатого государственного бюджета - хотя при Мурси такой инициативы не случилось бы никогда. Мало возводить защитные сооружения вокруг знаменитых соборов (кафедральный храм в городе Александрия и другие известные святыни) - хотя за каждый бетонный блок в этих заграждениях стоит сказать огромное «Спасибо» строителям и властям. Если новое правительство страны сумеет показать свою силу и мудрость в деле межрелигиозного примирения - никаких сомнений в его конституционности, легитимности и демократичности не останется. Не по букве закона, но по его духу.

Запрещенные же организации Египта типа пресловутых «братьев» призывами к антихристианскому насилию, участием в погромах и убийствах невинных соотечественников поставили себя не просто вне политического будущего. Египетские исламисты самостоятельно и добровольно примкнули к маргинальным группировкам. Показали свою идентичность с боевиками «Аш-Шабаб», учинивших жестокий теракт в Найроби. Им еще по силам зверствовать на собственной земле - но влиять на судьбу своей страны они могут только сквозь прорези прицелов. Средневековой жестокостью против коптов «братья-мусульмане» завершили свою политическую карьеру, перешли в разряд поставщиков новостей для криминальной хроники и террористических событий.

Что же касается египетских коптов, то это сильные люди. Им по силам превозмочь тяжелые испытания. Да и некуда бежать восьмимиллионной диаспоре со своей исконной земли. Как говорит лидер международной организации «Голос коптов» А. Рамелах «...сейчас власть находится...в руках светских политиков...сейчас пишется новая, светская конституция страны. Есть реальный шанс переломить ситуацию и положить конец элементам угнетения египетских христиан...».

Антихристианские погромы привели к упрочению светского выбора будущего Египта, к дистанцированию от бандитов даже соседних тиранических режимов. Да, жертвам и их семьям от этого не легче, но объективная картина такова. Запугать миллионы людей не так просто, надежно защитить их тоже тяжело. Гораздо легче стать изгоем среди соотечественников любой веры - переговоров с бешеными волками не ведут.