Экологи в восторге от последствий распада СССР

Коллапс "грязной" советской промышленности позволил России с лег­костью выполнить условия Киотского протокола по сокращению вы­броса в атмосферу парниковых газов, но еще более благоприятные по­следствия для экологии России и всей планеты имел крах колхозов и вывод из оборота огромных сельскохозяйственных угодий в постсовет­ской России, Бывшие колхозники уезжают в города, поля зарастают ле­сом - это плохо для экономики, но замечательно для экологии, пишет New Scirntist

По словам корреспондента New Scientist Майкла Слезака, благодаря распаду СССР на территории России образовалась "крупнейшая на Земле антропогенная углеродная ловушка", возвращающая углерод из атмосферы в почву.

Тема "углеродных ловушек" в последние годы чрезвычайно популярна среди ученых-экологов, ищущих способы обратить вспять процессы глобального потепления. Специалисты по геоинженерии строят планы искусственного создания таких "ловушек" - н апример, путем минерализации вод мирового океа­на. Однако многие защитники окружающей среды твердо уверены, что надежный путь к улучшению климата и общему оздоровлению экологии лежит только через ограничение антропогенных воздей­ствий на окружающую среду. Наглядный пример такого пути можно найти лишь на постсоветском про­странстве - в первую очередь в России, отсюда и рост научного интереса к экологическим последстви­ям распада индустриальной экономики СССР.

Недавно группа российских ученых из академического городка Пущино провела подсчеты, позволяю­щие примерно оценить мощность образовавшейся на территории страны "углеродной ловушки", т.е. определить количество углерода, поглощаемого из атмосферы и связываемого почвой на гигантских территориях зарастающих лесом бывших колхозных полей.

Общая площадь заброшенных после 1991 года сельхозугодий в России составляет, по их оценкам, 455,000 квадратных километров (тысячекилометровая полоса шириной 455 километров).

Составив по­дробную карту почв на этих заброшенных участках, пущинская группа под руководством Ирины Курга­новой подсчитала, что зарастающие лесом поля ежегодно поглощают из атмосферы и возвращают в почву около 43 миллионов тонн углерода - примерно 10% углерода, выбрасываемого в атмосферу рос­сийской промышленностью и транспортом.

Ученые подсчитали также, что, если заброшенные угодья так и останутся зарастать лесом, то в бли­жайшие 30 лет они поглотят еще 261 миллион тонн углерода, и Россия придет к "углеродному равнове­сию": растущие леса будут поглощать столько же углерода, сколько выбрасывается в атмосферу.

Для развитых стран такие показатели остаются недостижимой мечтой: самые смелые и дорогие пла­ны обратного поглощения углерода предусматривают связывание 5% выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. В России же результат достигается без всяких усилий и затрат, - восхищается ав­стралийский специалист по химии почв Джонатан Сэндерман. - "Они много достигли, совершенно ниче­го не делая, просто задавив свою экономику".

Сандерман отмечает, что "крупнейшая антропогенная углеродная ловушка" на территории России, при всей своей "бесплатности", дорого обошлась народу России - "она создалась ценой неимоверных социально-экономических тягот". Однако возможен и взгляд с другой стороны - эти тяготы принесли в качестве побочного эффекта что-то полезное и доброе. Специалисты из Пущино полагают, что при со­ставлении планов рекультивации заброшенных земель необходимо будет учитывать тот "экологиче­ский капитал", который накопила Россия за последние двадцать лет.