Эксперты: доказать злоупотребления "Газпрома" будет непросто

Претензии Еврокомиссии грозят «Газпрому» штрафом в размере от 15 млрд долларов. Это примерно 65% от чистой прибыли за прошлый год. Комиссары считают, что российская корпорация необоснованно повышала цены на голубое топливо, иногда рост доходил до 600%.

Доказать злоупотребления «Газпрома» будет непросто, считает аналитик ИФД «КАПИТАЛЪ» Виталий Крюков.

«В ряде сегментов есть доминирующая позиция, но это не означает автоматически, что «Газпром» злоупотребляет своим положением в поставках газа на эти рынки, — говорит Крюков. — Чтобы выставить подобный штраф, надо иметь существенное доказательство того, что «Газпром» нарушал антимонопольное законодательство и ущемлял интересы потребителей. Без таких серьезных доказательств, без документов подобные штрафы очень сложно будет обосновать. Интерес ЕС понятен: есть желание каким-то образом снизить цены на газ».

Расследование Еврокомиссии основано на результатах обысков, проведенных в офисах дочек «Газпрома» и его европейских партнеров два года назад.

Российские эксперты отмечают, что корпорация не виновата в том, что она основной поставщик газа в ЕС.

Дело против монополии еще и политическое, говорит политолог, заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин.

«Подобно тому, как в начале 1990-х был создан образ русской мафии,«Газпрому» создан образ такого страшного русского гиганта-монополиста, который душит Европу, пытается проникнуть в самое сердце, в различные отрасли, доминировать там, применяет энергетическое оружие против маленьких невинных стран вроде Украины. Наверное, здесь есть и экономическая подоплека (просто не хочется платить монополистам большие деньги). Но второе — это, конечно, политический аспект, потому что «Газпром» становится одним из мощнейших факторов или инструментов в российской внешней политике».

Аналитики также замечают, что Европа жалуется на «Газпром» и параллельно заключает договоры на поставки с Катаром по цене в 780 долларов за тысячу кубометров. Это примерно в два раза выше стоимости, по которой российская госкомпания продает газ ЕС.