Кто освободил Аушвиц?
На модерации
Отложенный
С самого начала (с 1945 г.) это должна была быть одна из важнейших дат в историческом календаре XX века. Считается, что освобождение лагеря в Аушвице можно и следует признать событием символического значения в бесконечной борьбе добра со злом. Что можно и следует воспринимать эту дату как знак победы людей над преступлением и ненавистью. Послевоенная Германия, совершая акт национального покаяния, именно эту дату, 27 января, с 1996 года торжественно отмечает как День Памяти Жертв Национал-социализма.
В этот день люди во всей пострадавшей от войны Европе возлагают венки и зажигают свечи памяти. Чем более громкой с каждым годом становится эта память и чем торжественнее отмечается годовщина, тем легче забыть, что ведь никакого освобождения Аушвица не было. После победы 1945 года мир даже слышать не хотел о каком-то Аушвице. А всё, что произошло и что сегодня называется освобождением, было просто обычнейшей случайностью.
То, что одни называли освобождением, другие называли ликвидацией. Борьба за то, как пойдёт история и удастся ли освободить концлагерь Аушвиц прежде, чем немцы успеют его ликвидировать, то есть уничтожить, убить и эвакуировать узников, шла с середины 1944 года, когда восточный фронт остановился на линии Висла-Сан. Ожидалось, что союзники начнут бомбардировки лагеря. Власти подпольной Польши передавали на Запад планы лагеря, местонахождение зданий СС, промышленных объектов. Но ни одной бомбардировки, кроме запоздалой, 19 января 1945 года, не было. Ожидалось, что, может быть, англичане, американцы или русские разбомбят хотя бы железнодорожные пути, вокзалы и оборудование, не позволяя немцам эвакуировать лагерь. Но ничего подобного не произошло.
Власти Польского Подпольного Государства серьёзно рассматривали попытку нападения на лагерь частей Армии Крайовой, но, как написал в своих воспоминаниях командующий Силезским Округом АК полковник Зыгмунт Вальтер Янке, планы эти были не реализованы. Прежде всего, АК-овские силы были слишком слабы, чтобы атаковать огромную территорию лагеря, охраняемую трёх-пятитысячными силами СС. Во-вторых, Освенцим был включён немцами в Рейх, где какая-либо деятельность польского партизанского движения была попросту невозможна. Наконец, было принято во внимание, что если бы организовать какую-то акцию, используя фактор неожиданности, то что бы она могла дать. Свободу для 300-400 узников, потому что лишь столько в лучшем случае можно было освободить и спрятать за пределами лагеря. А что с остальными десятками тысяч узников, обречённых на немецкие репрессии в ответ на акцию?
В сущности, немецкая ликвидация лагеря Аушвиц длилась с середины 1944 года. Систематически уничтожались документы, сжигались и взрывались строения, крематории. Всё это время происходила эвакуация узников в лагеря, расположенные в глубине Рейха. В течение нескольких осенних месяцев 1944 года железнодорожным транспортом было эвакуировано около 65 тысяч узников. Немцы пытались скрыть преступление. В эти месяцы сокрытия следов был создан так называемый план Молла, предполагавший ликвидировать лагерь при помощи бомбардировки и артиллерийского обстрела. Как известно, план сержанта СС Отто Молла никогда не был реализован. Потому что подпольная Польша смогла открыть эти планы миру. Более того, в передачах BBC появились сообщения о том, что 15 эсэсовцев из Аушвица заочно приговорены к смертной казни. Оказалось, что известны их фамилии, их лагерные должности и преступления. И, может быть, никакие бомбардировки союзников не принесли бы такого результата, как эта радиопередача, которая вызвала панику среди немцев.
Это никак не меняет того факта, что немцам удалось ликвидировать Аушвиц. 17 и 18 января в виду приближающегося фронта на марш смерти были выведены из лагеря 60 тысяч узников. Они должны были добраться до Гросс-Розен. Как выглядел этот поход мучеников? Каждые несколько сот метров лежал застреленный узник. Не удалось установить, сколько людей тогда погибло, скольким удалось сбежать из колонн смерти, скольких немцам удалось довести до места назначения.
После этой последней эвакуации концентрационный лагерь Аушвиц перестал существовать. В нём остались лишь больные и умирающие, а также 645 мёртвых тел , которые немцы не успели сжечь. Осталась также группа эсэсовцев с майором Францем Краузе и капитаном Францем Хосслером, которым дано было задание уничтожить узников. Но в Аушвице и Биркенау немцы в те дни успели застрелить только 300 узников.
21 января 1945 года лагерь покинули части СС. Вдруг не стало немцев. Не было также воды, света, еды и топлива. Откуда-то издалека доносились отголоски приближающегося фронта. В лагере осталось, как принято считать, 7650 узников. Среди них группа тех, которым удалось укрыться и избежать эвакуации. Прежде всего, врачи и санитары, которые не хотели бросать больных. Всё, что произошло в течение девяти дней между ликвидацией лагеря и так называемым освобождением, произошло за рамками известной нам истории. Была организована самооборона узников, были организованы патрули и посты, следящие за порядком и безопасностью. Узники из главного лагеря отправились в Бжезинку, чтобы сообщить о том, что они нашли склады СС с провиантом, и поделиться с другими. Были выбраны новые начальники блоков, собственные власти. Организован уход за больными. Конечно, где-то ещё были немцы. Они взрывали оставшиеся крематории, рылись на складах так называемой Канады, чтобы найти себе гражданскую одежду и убежать от русских. Но, в сущности, лагерь был свободен.
Он был свободен настолько, что 22 января 1945 года и в последующие дни появились там жители Освенцима, те, что посмелее; они принесли еду и лекарства. Многие из них забрали с собой освенцимских детей, беспризорных, полуголых, диких, слишком маленьких, чтобы знать, кто они и как их зовут. Их называли турками. Люди забирали их из Освенцима, чтобы спасти. Никто не знает, сколько детей и сколько взрослых узников было спасено. Когда уже после так называемого освобождения посчитали узников, оказалось, что около 3 тысяч человек просто покинули лагерь.
Утром 27 января к Освенциму приблизились русские части. Город никто не оборонял. Около полудня Освенцим был уже освобождён. Около трёх часов дня первые разведывательные отряды 60-ой Армии приблизились к основному лагерю. Одетые в белое солдаты казались белыми пятнами на снегу. Что казалось непонятным тогда и кажется непонятным сегодня, они не знали, где они и что освобождают. Они не получали приказа освободить лагерь Аушвиц. Они просто шли «wpieriod» и так освободили. Около 11 блока они соорудили возвышения, «чтобы завязать огневой контакт с немцами». И вроде бы завязали, хотя не до конца известно, что это значит. Известно также, что на кладбище в Освенциме лежат 231 советских солдат, погибших в операции освобождения города и лагеря.
Нет никакого сомнения в том, что русские были поражены тем, что увидели. В сообщениях говорится о плачущих солдатах и плачущих генералах. Нет никакого сомнения в том, что даже если это не они освободили Освенцим, потому что не было никакого освобождения, а только немецкая ликвидация лагеря, то в течение следующих месяцев, да самого октября, с величайшим самопожертвованием и рвением в двух советских госпиталях на территории лагеря они пытались спасти жизнь тысячам узников. Эта история Освенцима после освобождения, история так называемого освенцимского движения, в рамках которого десятки и сотни людей доброй воли, врачей, русских и поляков, солдат и гражданских отдавали все силы, чтобы спасти жертвы, забыта, а она-то, может быть, самая правдивая и самая прекрасная.
И хотя правдивы показания узников, что русские прежде, чем прислать в лагерь врачей, прислали съёмочные группы, что ж, мир был таким и таким является сегодня. Если даже и речи не может быть о победе и освобождении, то ведь всегда можно просто снять о них кино.
Комментарии