Политика чистой воды

Градус политических страстей вокруг месторождений углеводородов в арктических морях зашкаливает. Разгорается невиданный доныне международный скандал вокруг попытки экологов «Гринписа» забраться на буровую платформу «Приразломная» в Печорском море, которое окончилось предупредительной стрельбой пограничников и возбуждением уголовного дела по статье 227 Уголовного кодекса — «Пиратство, совершенное организованной группой». А вчера скандал вышел на новый виток — Ленинский районный суд Мурманска принял решение арестовать одного из задержанных участников этой акции — российского фотографа Дениса Синякова.

Напомним, все началось с того, что в районе «Приразломной» появилось судно «Арктик Санрайз», которое принадлежит «Гринпису» и ходит под флагом Нидерландов. Утром 18 сентября с борта судна высадились шесть человек, которые на моторных лодках приблизились к платформе и попытались забраться на нее с помощью альпинистского снаряжения. Но в этот момент пограничники открыли предупредительную стрельбу со сторожевого корабля «Ладога», сделав 11 выстрелов в воздух, после чего пригрозили обстрелять «Арктик Санрайз», если экологи не прекратят свои действия. Экологам пришлось прервать акцию, после чего стороны конфликта поменялись местами — пограничники поднялись на борт «Арктик Санрайз», взяли его на буксир и доставили в Мурманск. Все члены команды судна были задержаны. Судя по всему, экологам предстоит провести в России гораздо больше времени, чем они предполагали: 26 сентября в 14.50 были взяты под стражу два члена команды «Арктик Санрайз»: активист «Гринписа» Роман Долгов и фотограф Денис Синяков.

Шумиха получилась немалая. Правительство Нидерландов призвало российские власти освободить активистов «Гринписа» и судно «Арктик Санрайз», которое ходит под голландским флагом. Глава МИДа Нидерландов Франс Тиммерманс заявил, что Нидерланды призывают российские власти немедленно освободить судно и команду и готовы обратиться в Международный трибунал по морскому праву, если этого не произойдет. Дипломатическое решение является предпочтительным выходом из ситуации, подчеркнул Тиммерманс.

Сами гринписовцы называют решение суда незаконным и абсурдным.

«Во время мирной акции на «Приразломной» активистами «Гринписа» не применялось насилие, — значится в официальном заявлении, опубликованном на сайте организации. — Не было захвата или завладения чужим имуществом, не было попытки установить контроль над судном или частью судна — ни в действиях, ни в целях. Активисты «Гринпис Интернешнл» также не повреждали ничье имущество. Платформа находится в исключительной экономической зоне, где допускается свободное мореплавание мирных судов, к которым и относится Arctic Sunrise».

Но «дипломатического решения» не последовало, хотя Владимир Путин заявил на Международном арктическом форуме в Салехарде, что не считает гринписовцев пиратами.

— Очевидно, что представители международной экологической организации «Гринпис», устроившие акцию на платформе «Приразломная» в Мурманской области, не являются пиратами, но они нарушили нормы международного права, сблизились на опасное расстояние с платформой, — отметил президент.

— А наши правоохранительные органы не знали, кто пытается захватить эту платформу под видом «Гринписа». Было бы гораздо лучше, чтобы представители этой организации сидели в этом зале и выразили свое отношение к проблемам, которые мы обсуждаем, заявили бы свои претензии, требования, сформулировали бы свои озабоченности.

Экологический детектив получился увлекательным — с неподдельными страстями и неожиданными поворотами. Но за внешним международным шумом и бурей эмоций оказалась в тени его главная интрига. Что сподвигло экологов штурмовать платформу? Руководство «Гринписа» заявило, что морской бой возле платформы был вызван исключительно беспокойством экологов о судьбе Арктики, которой несдобровать в случае разлива нефти. Но некоторые российские эксперты не склонны этому верить.

— Акция «Гринписа» — это чистой воды политика, которая имеет очень слабое отношение к экологической деятельности, — считает главный ученый секретарь Кольского научного центра Российской академии наук Анатолий Виноградов, который участвовал в разработке определения воздействия на окружающую среду (ОВОС) для морской и наземной части первого этапа по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. — Точно так же в свое время они высаживались на российский ядерный полигон на Новой Земле. Я бы поверил в искренность представителей «Гринписа», если бы они попытались наладить контакт с научными кругами арктических стран.

Алексей Книжников, координатор программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора, возражает — попытки вести тот самый диалог, о котором говорил Путин, были. И налаживать контакты пытались — с учеными, властями и «Газпромом».

— Мы заказали большое исследование у ученых из разных институтов и презентовали его компании, — рассказывает он. — Это было больше года назад. Там перечислены основные риски проекта — так, невозможно обеспечить экологическую безопасность близлежащих территорий: в частности, Ненецкого заповедника. Компания изначально заявила, что ей важна наша документация. Однако потом они попросту свернули диалог. Новый план разработки с общественностью никто не обсуждал, а 10 сентября Голубев (заместитель председателя правления ОАО «Газпром».Прим. ред.) заявил, что начнутся буровые работы. Так была спровоцирована конфликтная ситуация.

По словам Книжникова, споры вокруг платформы длятся уже третий год. Сама по себе платформа материально устарела и уже отжила свое. Сейчас в мире такие способы накопления нефти никто не использует, говорит эколог.

— Внутри платформы будет накапливаться до 120 тысяч тонн нефти, — объясняет Книжников. — Во время аварии у берегов Аляски разлилось около 40 тысяч тонн, это было более двадцати лет назад. Последствия ощутимы до сих пор — так что можно представить себе масштаб угрозы для Печорского моря.

Михаил СОКОЛОВ,
Мурманск

P.S. Когда верстался номер, стало известно об аресте еще нескольких членов экипажа «Арктик Санрайз».