Обманувшись летом, бизнес взял инвестиционную паузу
Промышленность опять обманулась в своих ожиданиях, августовский оптимизм не выдержал столкновения с реальностью: спроса нет, склады стремительно забиваются. Пыла у промышленности хватит только на то, чтобы не дать экономическому росту в 2013 упасть ниже 2%.
Вновь падает индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом экономической политики (ИЭП) имени Е.Т.Гайдара на основании опросов руководства предприятий. В августе он вырос до 11-месячного максимума, но надежды не оправдались: спрос ослаб, на складах выросли запасы готовой продукции.
Предприятия еще не потеряли надежду на светлое будущее: после очистки от сезонности прогнозы выпуска не ухудшились и удержали общий индекс от более значительного снижения.Оценки текущих продаж ухудшились сразу на 9 пунктов и вновь стали нулевыми (доля ответов "нормальные" сравнялась с долей ответов "ниже нормы"). Хотя еще в августе этот показатель выходил на 12-месячный максимум.Баланс оценок запасов готовой продукции ухудшился на 6 пунктов после того как в июле-августе показатель улучшался на 12 пунктов. А накануне, в июне была зарегистрирована самая высокая с мая 2009 года избыточность запасов в российской промышленности.В результате стабилизации планов выпуска и улучшения других прогнозов предприятий индекс прогнозов промышленности вырос, по первым оценкам, на 3 пункта и вновь достиг восьмимесячного максимума.Однако инвестиционные планы предприятий второй месяц подряд остаются на уровне посткризисного минимума и ставят под сомнение надежды на ударное инвестиционное завершение текущего года, предупреждает Цухло.
Рост не выше 2%
По опубликованной в среду оценке рейтингового агентства Standard&Poor's (S&P), экономический рост в России в 2013 году замедлится до 2,0%. И достижение даже этого показателя возможно только при улучшении ситуации в Еврозоне, снижении инфляции в России из-за хорошего урожая и укреплении потребительского спроса.
Основными причинами торможения является:
Снижение спроса в Еврозоне на российские сырьевые товары. Причем в августе индекс деловой активности улучшился и вышел в положительную зону во всех регионах – основных партнерах Еврозоны, кроме России;Отток капитала из-за неблагоприятного инвестиционного климата;Дефицит инвестиционных ресурсов в добывающей промышленности;Экономика работает на пределе своих возможностей. Этот вывод делается на основе того, что при замедлении экономического роста у нас усиливается инфляция, безработица остается рекордно низкой, а профицит торгового баланса сокращается за счет роста импорта потребительских товаров.Рост заработной платы и потребительского кредитования еще поддерживают главный двигатель экономического роста – частный спрос. Но темпы прироста кредитования физлиц по итогам 2013 года наверняка будут ниже, чем в прошлом году. Потребительские расходы в ближайшие два года будут подрастать в пределах 4,0-4,5% ежегодно, что существенно ниже 10% до кризиса.
Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ
"В случае продолжения инвестиционной паузы темпы роста российской экономики не выйдут за пределы 1,5-2,0% даже в среднесрочной перспективе. Даже по прогнозу Минэкономразвития 1,8% роста ВВП по итогам 2013 года возможно при росте инвестиций на 2,5% по году; по итогам восьми месяцев пока минус 1,3%. Чтобы выйти на запланированный уровень, инвестиции должны просто рвануть вверх прямо сейчас.
Даже с учетом ожидаемого в конце года всплеска госинвестиций.
Сдержанность государства в бюджетных расходах, накопление им резервных фондов никогда не мешало готовности бизнеса инвестировать. Наоборот, когда резервного фонда нет, инвесторы опасаются скачков валютного курса или дефолтов по обязательствам бюджета, какой-то нестабильности. Жесткая бюджетная политика положительно влияет на настроения инвесторов.
Нет оптимизма только у тех инвесторов, которые рассчитывают на участие в инвестиционных проектах с участием государства. Да еще в таких проектах, когда часть денег дает бюджет, а остальное – это кредит госбанка. Эти частные инвесторы изначально не настроены вкладывать собственные средства. А считается, что это государственно-частный инвестиционный проект.
Конечно, за ростом, близким к нулевому, скрывается процесс ухода старых, нерентабельных производств и появление новых, современных. Но мы его не видим, так как это происходит на микроуровне. Внутри каждой отрасли есть предприятия, которые сворачиваются и которые растут. Но нулевой общий результат означает, что процесс создания, расширения производства не опережает, не компенсирует сжатие".
Александр Морозов, главный экономист HSBC по России и СНГ
"Мы пока исходим из того, что в 2013 году ВВП России вырастет на 2,5%, в следующем – на 2,0%. И это будет соответствовать потенциальным темпам роста российской экономики. Вряд ли этот показатель удастся серьезно улучшить в ближайшие несколько лет, даже при условии реформ, улучшении бизнес-климата. Потребуется несколько лет пока инвестиционное поведение станет более активным.
Причем этот прогноз исходит из стабильности нефтяных цен. Если они уйдут ниже $100 за баррель, то это будет создавать риски замедления экономического роста ниже 2%. То же самое можно ожидать, если структурные реформы будут проводиться непоследовательно. У бизнеса возникнет понимание, что ничего хорошего их не ждет даже через несколько лет. Это может привести к дальнейшему снижению инвестиционной активности и падению экономического роста ниже 2% в год.
В ситуации, когда рост замедлен, ниже своего потенциала, логично со стороны государства замещать нехватку инвестиций частного сектора государственными, прежде всего в инфраструктурные проекты. Государство это пытается делать. Но возникает вопрос, какие финансируемые государством проекты были бы действительно полезны для экономики. Чаще всего речь идет о многомиллиардных проектах, которые предполагается финансировать из ФНБ. А может быть, следует реализовать большее количество менее крупных проектов, которые нацелены на ликвидацию узких мест в российской инфраструктуре.
Мегапроекты – штучны, формально их легче контролировать. Но с точки зрения экономики не факт, что эти проекты дают большую отдачу, больший мультипликативный эффект.
На фоне снижения экспортного спроса компании, в частности, металлургические, закрывают нерентабельные производства. Одно это повышает средний уровень эффективности компаний и отраслей. С ростом спроса будет нелогично возрождать низкоэффективные производства. Скорее всего компании начнут расширять мощности более эффективных производств, что кстати, потребует меньших капиталовложений. Или появятся новые проекты на основе передовых технологий".
Комментарии