Развал СССР: преступление без срока давности

На модерации Отложенный

Нынешний декабрь проходит под знаком двадцатилетнего «юбилея» распада СССР. Двадцать лет назад, 8 декабря 1991 года, в государственной резиденции в Вискулях (Беловежская пуща) главы трех на тот момент еще союзных республик – России, Украины и Белоруссии Ельцин, Кравчук и Шушкевич соответственно подписали так называемые Беловежские соглашения, провозгласившие прекращение существования СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Три человека росчерком пера «упразднили» огромную страну с почти 300-миллионным населением и хоть и неоднозначной, но, безусловно, великой историей и великими победами. Три человека и их свита выступили от имени всего населения СССР, грубо нарушив при этом юридические нормы, в том числе ряд статей советской Конституции, а также проигнорировав мнение народа, высказанное им в марте 1991 года на Всесоюзном референдуме о дальнейшей судьбе Союза, когда 76% принявших участие в голосовании граждан (112 млн человек) высказались за сохранение обновленного СССР. Ельцин, Кравчук и Шушкевич сообразили в Вискулях «референдум» на троих.

25 декабря 1991 года президент СССР Горбачев, как до событий в Беловежской пуще, так и после них занимавшийся излюбленным делом – пустопорожней демагогией и активным общением со своими западными союзниками и покровителями, в телеобращении к народу, который он, Горбачев, по сути дела, предал, объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям» (за несколько минут до выступления Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и передаче Ельцину права на применение ядерного оружия). В тот момент, когда Горбачев произносил свою речь, красный флаг над Кремлем был спущен.

На следующий день сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР – Совета Республик, из которой к тому времени не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла декларацию о прекращении существования СССР. Именно этот день, 26 декабря 1991 года, в официальной историографии считается последним днем Советского Союза.

С тех прошло двадцать лет. Если оперировать категориями эпох, то срок вроде бы небольшой. Но, с другой стороны, в постсоветских республиках уже вступило во взрослую жизнь целое поколение, состоящее из людей, ни дня не проживших в Советском Союзе.

20-летний «юбилей», как ни крути, получается грустный. История СССР, повторяем, неоднозначна и противоречива, в ней много как плюсов, так и минусов, но не нужно быть ортодоксальным коммунистом или махровым сталинистом для того, чтобы признать беззаконность действий «беловежских подписантов» и преступную беспомощность (или имитацию беспомощности) Горбачева, понять всю трагичность последствий распада СССР для бывших советских республик, где вследствие этого распада произошло массовое обнищание населения, где рекой полилась кровь, с новой силой вспыхнули межнациональные конфликты и гражданские войны, где сегодня зашкаливает уровень преступности, где наблюдается чудовищное расслоение общества, где стремительными темпами сокращается численность населения (подробнее о демографических проблемах России читайте в нашем фронт-проекте), а вот вожделенной независимости, которой 20 лет назад так жаждали амбициозные партийно-хозяйственные элиты и сепаратисты в регионах, до сих пор не видно, ибо практически ни одна из постсоветских республик не может сегодня считать себя в полной (или хотя бы в частичной) мере свободным и самостоятельным государством.

Не нужно быть политически и идеологически пристрастным человеком для того, чтобы придти к выводу: распад СССР действительно стал колоссальной геополитической и человеческой трагедией для миллионов людей, в том числе – наших с вами родных и друзей. Для того чтобы придти к такому выводу, достаточно изучать и анализировать факты и свидетельства, сопоставлять, сравнивать, думать.

В постсоветские годы дорвавшиеся до власти и высоких трибун торжествующие антисоветские критиканы (в том числе бывшие партийные и комсомольские функционеры, а также люди, весьма неплохо жившие при советской власти) ринулись тенденциозно переписывать учебники истории, вдалбливать в головы одуревшим от таких оценочных «кульбитов» согражданам тезисы о «бесконечных ужасах советской жизни», о «неполноценности советских граждан», о том, что «СССР к 1991 году окончательно прогнил и рассыпался в труху», а «беловежская троица» лишь «формально зафиксировала это обстоятельство». Одни утверждают, что СССР был обречен на крах, поскольку оказался экономически несостоятельным государством, да и вообще, дескать, при его «конструировании» с самого начала были допущены фатальные ошибки. Другие убеждены, что причины распада надо искать в действиях представителей высших эшелонов власти. Третьи полагают, что решающим оказался внешний фактор, то есть поражение СССР в холодной войне с Западом. Какое из этих утверждений ближе к истине?

Вдумчиво изучать историю событий 20-летней и не только 20-летней давности сложнее, чем мазать историю и память о многих поколениях наших соотечественников сплошной черной краской. Изучать и делать выводы сложнее, но полезнее и достойнее небезразличного к судьбе своей стране человека. Потому что это наша история. Ее надо знать, в том числе для того, чтобы не допустить повторения ошибок и иметь возможность исправить уже допущенные.