Неполитичные сравнения двух выборов

Шум по поводу «сенсационного успеха» Алексея Навального на выборах в Москве совершенно забил всякую информацию о других выборах, в Ярославле. Там, правда, выбирали не мэра, а областную думу – но сколько всё же общего во всем остальном: и крайне низкая явка (32% в Москве, 29% в Ярославле), и скандальная предыстория (арест мэра Урлашова), и наличие у оппозиции своего лидера в лице Бориса Немцова…

Вот только результаты воспринимаются по-разному: в Москве 27% за Навального и 51% за Собянина – это невиданный успех оппозиции, а 42% за «Единую Россию» (ЕР) в Ярославле – это для той же оппозиции стыд и срам.

Суть в том, что после провала ЕР на федерально-думских выборах 2011 года многие рассуждали о том, что в Ярославле «Единая Россия» уже «поехала с ярмарки». И основания для таких разговоров были. Но результат налицо: ЕР по-прежнему рулит в ярославской думе, а «могучие» оппозиционные партии довольствуются, в лучшем случае, тремя-четырьмя мандатами. А в худшем, вообще одним, специально для Немцова. Похорохориться в думе они, может, и смогут, а вот повлиять на что-то реально – нет.

Так что можно предположить, что, приехав из Москвы в Ярославль в нимбе «народного защитника» и потенциального триумфатора, Немцов скоро отбудет в обратном направлении. Почти как в песенке Жанны Агузаровой: «От Москвы до Ярославля и обратно до Москвы…»

Отчего ж так вышло, если ещё неделю назад Немцов собирался в порошок стереть «Единую Россию» и получить полный контроль над областной думой? ЕР ведь и в самом деле непопулярна в Ярославле, до такой степени, что её кандидаты предпочитали на рекламных плакатах свою партийность не указывать. Так что при явке, ну, хотя бы в 60%, ЕР действительно пролетела бы со свистом…

Но явка была вдвое меньшей. Да и три четверти пришедших голосовать оказались пенсионерами.
Но почему же в Москве в аналогичной ситуации избирательная удача улыбнулась Навальному? Ответ в том, что 30% избирателей, голосовавших в Москве и в Ярославле – это очень разные 30%. Грубо говоря, в Москве Навальный сумел провести политическую мобилизацию своих сторонников – и «патриотических либералов», и «либеральных националистов».

И те, и другие готовы были «за идею» часами выстаивать возле «кубов Навального», за бесплатно оборудовать тусовочные места для «встреч с народом». А совместный труд, - как говорил кот Матроскин, - он объединяет.
В общем, Навальный своего добился, расшевелил свой потенциальный электорат, возбудил-таки хомяков и хипстеров. А вот ярославские системные оппозиционеры не могут сделать так же. Не в силах.

Смешно слушать их словоизлияния по местному вещанию «Эха Москвы». Вот, например, лидер местной организации КПРФ Воробьев более всего возмущался тем, что такие-сякие власти не дают КПРФ вывешивать свои плакаты; а вот всяким там «обманкам», вроде «Коммунистов России» или КПСС – пожалуйста. А ещё власти не напечатали вовремя приглашений на выборы. Это, значит, специально, чтоб явку снизить и дать возможность разнести приглашения от имени «Единой России».

Даже неловко спрашивать у этого коммуниста: а что, заборы в Ярославле закончились? Изрисовать их призывами «КПРФ – это №14!» было никак невозможно? А провести по городу несколько тысяч мини-митингов и заняться агитацией «от двери к двери» никому в голову не пришло? А самим отпечатать приглашения на выборы и руками активистов рассовать их по ящикам не додумались?
Может и додумались. Да вот беда, нет у КПРФ этих активистов. Её городская организация за последние пять лет сократилась с 2500 человек до 800 – да и те… В общем, нет в КПРФ такой молодежи, чтоб «за идею» могла хотя бы забор разрисовать.

Да и откуда ей взяться, если КПРФ решительно ничего не делала в промежутках между выборами. Ну, хоть бы забастовку какую организовала или семинарчик теоретический для левой молодежи. Ничего такого и в помине… Одна только парламентская возня, в худшем смысле этого слова, да дежурные демонстрации 1 мая и 7 ноября.

Впрочем, «эсеры» и «соколы» Жириновского даже такой малостью похвастаться не могут.
Отсюда вывод: чтобы побеждать на выборах надобно-то всего ничего – работать в то время, когда выборов нет. Шустрить. Суетится. А иначе – как от Москвы до Ярославля, так и обратно…