Аутизм может привести к экономической катастрофе
Доцент кафедры административного и финансового права Ольга Кривельская — об инклюзивном и профильном образовании для аутистов, а также об экономических угрозах, связанных с игнорированием проблемы аутизма.
Аутизм по праву называют «чумой XXI века». Во многих странах этому заболеванию уже присвоен статус эпидемии. Действительно, число детей, страдающих аутизмом, растет в геометрической прогрессии. По данным американской организации Autism Speaks, в США на 88 детей один ребенок рождается с аутизмом, а у каждого 50-го ребенка школьного возраста доктора выявляют расстройства аутистического спектра. Еще 30 лет назад на 10 000 детей в стране рождалось от 5 до 7 аутистов.
Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не установлена причина этого недуга и не изобретены лекарства от него. Аутизм невозможно диагностировать во время беременности, первые признаки появляются у ребенка к двум годам. Я не буду затрагивать медицинские и коррекционные аспекты, остановлюсь на вопросах общего и профильного образования детей с РДА (ранний детский аутизм).
Недавно я выступала в качестве эксперта в программе ОТР «Прав? Да!», посвященной теме инклюзивного образования в России. Проблеме детей с аутизмом уделялось особое внимание, поскольку за последние десять лет таких детей рождается больше, чем с ДЦП, синдромом Дауна и детской онкологией вместе взятых. Как обучать аутистов, нужны ли специализированные школы, или единственно правильный путь — инклюзивное образование?
Вопросов пока больше, чем ответов.
Если с дошкольным образованием ситуация более или менее понятная (во всех районах Москвы функционируют коррекционные детские сады, лекотеки, специализированные центры психолого-педагогической помощи, инклюзивные группы), то в вопросах школьного и профильного образования много пробелов.
Специализированных школ в Москве практически нет, в последнее время стали открываться классы для детей с аутизмом, которые вызвали массу критики со стороны психологов и педагогов. Большинство специалистов считают, что объединять аутистов в классы категорически нельзя — гораздо правильнее одного аутиста «окунать» в среду с обычными детьми.
Я бы полностью с этим согласилась, если бы дети были готовы принять в свой коллектив ребенка, совсем не такого, как они. В реальности, дети-аутисты часто подвергаются насмешкам, их обижают, в результате чего они становятся изгоями общества. Были случаи, когда такие эксперименты заканчивались сильнейшим стрессом для ребенка-аутиста — и вся работа специалистов была перечеркнута в один момент. Хотя справедливости ради стоит отметить, что были и есть вполне успешные примеры такого рода инклюзии.
Пока же аутисты вынуждены учиться дома (что совершенно противоречит понятию инклюзии), либо в коррекционных школах VIII вида. Причем зачастую туда попадают аутисты с сохранным интеллектом. Иногда у специалистов уходят годы на то, чтобы определить уровень развития и способностей конкретного аутиста. Широко известен исторический факт, что выдающийся физик Альберт Эйнштейн, который страдал аутизмом, в школе считался чуть ли не умственно-отсталым ребенком.
Большинство аутистов — одаренные люди. Как правило, их талант раскрывается в какой-то узкой области (компьютер, музыка, физика, химия). В народе аутизм называют «болезнь гениев». Действительно, среди аутистов много потенциальных гениев, правда, реализованных — единицы. Все зависит от общества, в котором они рождаются и живут. Это родители, друзья, соседи, одноклассники и учителя.
Возвращаясь к теме образования детей-аутистов: на мой взгляд, наиболее щадящий метод инклюзивного образования — «ступенчатый». Сначала аутисты обучаются в небольших специализированных классах по 3–5 человек. Это начальная школа, в средней школе численность детей увеличивается, а в старших классах, в зависимости от состояния и возможностей ребенка, решается вопрос либо о переходе в обычную общеобразовательную школу, либо в школу инклюзивного обучения.
Особо хочу подчеркнуть, что каждый случай аутизма — индивидуальный, они настолько разные, что найти двух одинаковых аутистов невозможно.
2 апреля в Общественной палате РФ прошли слушания о проблемах аутизма в России. Когда обсуждались вопросы профильного образования аутистов, выяснилось, что всего три вуза (два из которых — московские) принимают студентов-аутистов. Это не просто проблема, это экономическая катастрофа ближайшего будущего. Представьте ситуацию, что через 10–15 лет в нашей стране появится огромное количество молодых людей (это аутисты, которым сейчас по 10–12 лет), не имеющих образования и совершенно не приспособленных к жизни. А число таких людей измеряется тысячами. Поскольку к тому времени часть аутистов останется без попечительства родителей, перед государством встанет вопрос не о социализации этих людей, а об их элементарном поселении в условиях, которые могли бы обеспечить их выживание.
Для аутистов социализация и инклюзия — слова-синонимы по значимости. Социализация — самая большая проблема, а инклюзия — самая большая необходимость. Каждый из нас может помочь разбить глухую стену, отделяющую мир аутистов от нашего. И произойдет это тогда, когда толерантность из модного термина превратиться в искреннее человеческое чувство, стирающее грань между особыми и обычными людьми.
Комментарии
А если ты от рождения имеешь некие особенности поведения и нуждаешься в адаптации - просто чтобы выжить - шансов у тебя совсем мало.
Так что проблема аутизма а равно как и других заболеваний - на сегодня вряд ли как-то разрешится.
В эти годы произошло увеличение подобных болезней около сорока раз, по сравнению до 97 года. После 05 года рождаемость патологичных детей уменьшилось, но все равно раз десять выше, чем было до 97 года.
Насколько мне удалось выяснить, причиной подобной аномалии стало катастрофическое увеличение электромагнитного излучения Солнца, которое отрицательно влияло на состояние нервной системы людей. В результате в эти годы произошло не только катастрофическое увеличение рождаемости больных детей, но так же пошел мор среди тех, у кого были различные отклонения в кровообращении нервной системы.
Этот период можно назвать периодом естественного отбора.
Современная медицинская наука так и не выяснила, почему рождаются аутичные дети?
На самом деле причина кроется в психическом состоянии беременной женщины.
Через меня прошли тысячи детей с различными нарушениями психики. Практика показывает, при избыточной обидчивости в черте характера будущей мамы, если устойчивые состояния обиды проявлялись на ранних стадиях беременности, рождаются дети, страдающие ЗПР (задержка психо-речевого развития). Это следствие длительной гипоксии плода (кислородное голодание).
Если беременная страдает истерическим синдромом и при этом испытала сильный истерический припадок - высока вероятность того, что ребенок будет страдать аутизмом, или другими видами отклонения развития ЦНС (зависит от срока беременности). В данном случае, истерия сопровождается избыточным выделением различных видов гормонов, некоторые виды которых способны напрямую или опосредованно влиять на ход развития плода, что в последствии проявляется как неправильное внутриутробное развитие, с различными патологиями психики у новорожденного ребенка.