Ремонт в пороховом погребе. Сближение России и Грузии
На модерации
Отложенный
В конце января грузинское правительство представило стратегию, направленную на восстановление контактов с отколовшимися от Грузии республиками - Абхазией и Южной Осетией. Улучшить отношения с тамошним населением официальный Тбилиси планирует за счет совместных проектов: в экономической, социальной и гуманитарной сфере.
В перспективе стратегия под названием "Вовлечение через сотрудничество" призвана помочь Грузии вернуть потерянные территории. На это, во всяком случае, надеются авторы документа.
В целом тезисы, изложенные в стратегии, выглядят привлекательно. Если грузинским властям удастся реализовать хотя бы часть упомянутых там проектов, план по сближению с Абхазией и Южной Осетией уже можно будет считать успешным. Вот только сути конфликта - противостояния вокруг статуса этих регионов - стратегия практически не касается. А продолжение этого противостояния означает, что в любой момент все усилия по нормализации обстановки (предпринятые как Грузией, так и другими участниками конфликта) могут быть перечеркнуты. Так, как это было в августе 2008 года.
Повторение войны, конечно, кажется маловероятным (хотелось бы, по крайней мере, в это верить). Но минувшим летом такую возможность рассматривали и в Москве, и в Тбилиси. В России утверждали, что Грузия активно восстанавливает военный потенциал и строит реваншистские планы по возвращению территорий. В Грузии, в свою очередь, всерьез опасались, что в 2009 году Россия, ранее остановившая танки в нескольких десятках километров от Тбилиси, решит завершить начатое: полностью оккупировать республику и сместить ее президента Михаила Саакашвили.
Августовская война показала, что рассчитывать на то, что "замороженные" конфликты будут оставаться таковыми сколь угодно долго, нельзя. До тех пор пока конфликт не разрешен, его участники, включая Грузию, обречены на то, чтобы жить в пороховом погребе. Поскольку вернуть территории силой или каким-то образом "выкупить" их у покровительствующей им России грузинские власти не могут, а признать, что Абхазия и Южная Осетия потеряны, не хотят, они ограничиваются полумерами. Вроде как повесить в упомянутом погребе огнетушитель или, к примеру, поклеить там обои. И надеяться, что не рванет.
И с трудоустройством помогут...
В стратегии, текст которой доступен на английском языке, отмечается, что она направлена на восстановление доверия между населением Грузии, Абхазии и Южной Осетии. При этом подчеркивается, что отказываться от установки, согласно которой Абхазия и Южная Осетия считаются грузинскими землями, официальный Тбилиси не намерен. По словам авторов стратегии, Грузия по-прежнему будет стремиться к тому, чтобы потерянные территории были "выведены из-под российской оккупации" (в Грузии, напомним, после августовской войны был принят закон, по которому Абхазия и Южная Осетия считаются "оккупированными Россией территориями") и вернулись под контроль Грузии.
Теме возвращения потерянных территорий в стратегии уделяется, в общем, немного внимания. Отмечается только, что Грузия будет ориентироваться на "мирные средства" (в частности, дипломатию), а от военного решения конфликта власти республики отказываются.
Следует отметить, что стратегия обращена не к Абхазии и Южной Осетии как к республикам (пусть даже непризнанным), а к населению этих регионов. Посыл состоит примерно в следующем: часть населения Грузии (этой частью, согласно позиции официального Тбилиси, являются жители Абхазии и Южной Осетии) оказалась на "оккупированной территории", и с этими людьми теперь надо налаживать контакты: устанавливать экономические связи, оказывать им гуманитарную помощь и так далее.
Для того чтобы улучшить с ними отношения, грузинская стратегия предлагает целый ряд мер. Планируется, к примеру, создавать совместные предприятия (специализирующиеся, в частности, на переработке продукции сельского хозяйства) и особые экономические зоны на приграничных территориях. Более того, грузинские власти обещают помочь в продвижении абхазских и осетинских товаров за рубежом и даже позаботиться о трудоустройстве местных жителей (то есть жителей Абхазии и Южной Осетии).
Стратегия подразумевает возобновление транспортного сообщения Грузии с Абхазией и Южной Осетией, восстановление коммуникаций, связанных с подачей воды и газа в приграничных районах. Жителям "оккупированных территорий" также обещаны помощь в получении образования за рубежом, участие в грузинских программах социального страхования и помощь при ликвидации стихийных бедствий.
Как бы их назвать...
Для того чтобы все это реализовать, грузинским властям придется как-то контактировать с властями Абхазии и Южной Осетии. А вот как они это собираются делать, из стратегии неясно. Признавать Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты легитимными президентами республик официальный Тбилиси не собирается. А как с ними тогда общаться? Создается впечатление, что авторы стратегии и сами толком не знают.
Комментарий грузинского министра по реинтеграции, Темура Якобашвили, по этому поводу был просто замечательным. "Мы не можем называть их президентами, - сказал он, - но если хотим иметь с ними дело, не сможем также обращаться к ним: 'Эй ты, марионетка!'. Мы должны быть корректны".
И как это понимать? Что грузинские власти больше не считают Багапша и Кокойты "российскими марионетками"? Или считают, но попытаются по мере возможности воздержаться от оскорблений? Скорее, второе. В приложении к стратегии на грузинском языке, как сообщила Civil Georgia, структуры власти, действующие в Абхазии и Южной Осетии, характеризуются следующим образом: "марионеточные режимы, созданные и поддерживаемые оккупантами на оккупированных территориях Грузии". Официальный английский перевод стратегии, как отмечает издание, подобного приложения не содержит.
Но дело не только в том, что мириться с жителями Абхазии и Южной Осетии грузинские власти пытаются, называя местную власть "марионеточной", а поддерживающую эти республики Россию - "оккупантом". Грузинскому руководству, которое теперь предлагает этим территориям помощь и всевозможные блага, придется сильно постараться, чтобы эти проекты достигли того уровня поддержки, которую Абхазии и Южной Осетии оказывает Россия. Тбилиси между тем, еще не добившись этого, пытается конкурировать на этом поле с Москвой и даже блокировать российские проекты.
Недавно, к примеру, стало известно, что Россия и Абхазия планируют подписать соглашение об авиасообщении. В Тбилиси на это немедленно заявили, что полеты в Сухуми без разрешения грузинских властей будут незаконны, и пригрозили нарушителям ответственностью. "Как только будет зафиксировано, что та или иная авиакомпания в нарушение закона начнет летать в Сухуми, по отношению к ней будут применены соответствующие санкции", - заявил руководитель Единой транспортной администрации Грузии Георгий Бокучава.
Похожую реакцию в Тбилиси вызвало и известие о том, что Россия в ближайшие годы выделит Абхазии более десяти миллиардов рублей. Депутат грузинского парламента Шота Малашхия, который возглавляет комиссию по восстановлению территориальной целостности, заявил, что финансирование республики Россией - это "продолжение оккупации". "С правовой точки зрения это продолжение оккупации и аннексии, и в связи с этим необходима жесткая реакция международного сообщества", - сказал он.
Позиция грузинских властей в данном случае понятна, но с намерением помириться с Абхазией и Южной Осетией она сочетается плохо. Официальный Тбилиси обещает их жителям помощь и при этом пытается (пусть и безуспешно) лишить их российского финансирования. Крайне сомнительно, чтобы такой подход оказался успешным.
P.S.
В Абхазии и Южной Осетии интеграционные проекты Тбилиси особого энтузиазма пока не вызвали. Полпред абхазского президента в Гальском районе Руслан Кишмария на предложение грузинской стороны организовать автобусный маршрут между Тбилиси и Сухуми ответил: "Хотеть не вредно". Он заявил, что в ближайшее время восстанавливать транспортное сообщение с Грузией Абхазия не планирует, поскольку считает ее "враждебной страной, которая все время пытается дестабилизировать ситуацию".
Южная Осетия, как следует из заявлений ее руководства, сближаться с Грузией также не собирается. Цхинвали на днях в очередной раз обвинил Грузию в подготовке к новой войне, а также в подготовке провокации на границе. "В настоящее время идет процесс активного вооружения Грузии и подготовки грузинской армии. Нас это настораживает", - заявил подпред южноосетинского президента Борис Чочиев.
Позитивных отзывов новая грузинская стратегия пока удостоилась в основном от западных дипломатов. Посольства США, Франции и Великобритании уже похвалили документ, назвав инициативу Тбилиси "конструктивным шагом" и призвав других участников конфликта "положительно отнестись к этой стратегии и помочь в ее реализации". В ближайшее время грузинские власти планируют официально презентовать документ в международных организациях: ОБСЕ, ООН и ЕС.
Комментарии
Извините за не скромный вопрос, из каких источников Вы узнали, что президент Грузии торгует наркотой?