Выборы мэра Москвы: левые — чужие на этом празднике жизни

На модерации Отложенный

Единственный условно левый кандидат в мэры столицы — член КПРФ Иван Мельников — устраивает далеко не всех приверженцев социалистических взглядов. 

16 августа 2013 Как мы все помним, Мосгоризбирком фактически отказал Сергею Удальцову в праве выдвижения кандидатом на пост мэра. После долгих проволочек его сторонникам оставили один день на сбор подписей муниципальных депутатов и избирателей. Шансы на победу лидера «Левого фронта» были весьма призрачны, однако именно за Удальцова с готовностью проголосовали бы приверженцы идей социализма, которые по тем или иным причинам не согласны с позицией КПРФ. А таких немало. В компартии достаточно людей, кто порицает товарища Зюганова и его соратников за чрезмерную уступчивость и договороспособность. Ни для кого не секрет, что КПРФ часто приносит принципы в жертву «конструктивному диалогу» с властью. Упреки в адрес партии и лично Геннадия Зюганова можно услышать даже от представителей «ядерного электората» коммунистов. И сейчас сторонники левых взглядов оказались перед непростым выбором. Из всех номинально левых деятелей на должность мэра выдвинут только представитель КПРФ Иван Мельников. Можно поставить крестик за него. Алексей Навальный, при всех его достоинствах, все же не является левым политиком: ни по идеологии, ни по стилю работы. За Николая Левичева, наверное, проголосуют только те, кто не выспался или не проспался. Можно, конечно, завернуться в воображаемую тогу и вообще не ходить на выборы — такую стратегию предлагает Сергей Удальцов. Но ведь другой возможности легально изменить власть пока не существует.

Анатолий Баранов, главный редактор интернет-газеты «Форум.MSK»

Нельзя серьезно относиться к выборам, где все кандидаты поддержаны «Единой Россией» и заранее известен победитель. Без ее поддержки ни один кандидат не мог пройти через муниципальный фильтр. Получается, что это однопартийные выборы, то есть неконституционные с самого начала.

На мой взгляд, все остальные кандидаты выдвинуты «Единой Россией» для того, чтобы выборы выглядели как настоящие, для легитимации избрания Сергея Собянина. Кстати, при этом ни один из кандидатов, поддержанных «ЕР», не решился официально заявить, что он кандидат от партии власти, включая даже самого Собянина, который идет как самовыдвиженец.

Причем партия власти сама определяла, кого пропустить на выборы, а кого нет. Приведу пример: Сергей Удальцов, который сидит под домашним арестом, и кандидат Алексей Навальный, у которого есть приговор на руках, он уже осужден. Но последний зарегистрирован кандидатом в мэры, он ведет агитацию, встречается с избирателями. А Удальцов не осужден, он всего лишь подозреваемый, то есть он свободный человек, не лишенный никаких своих прав, в том числе и своего конституционного права избираться и быть избранным.

Есть еще ряд других кандидатов, менее известных, которые тоже по какой-то причине не устроили партию власти, и на выборах мы их не увидим.

Эти выборы — надругательство над Конституцией РФ, здравым смыслом. Это панк-выборы, модернизм.

Идет имитация борьбы. Кандидаты Иван Мельников, Сергей Митрохин не справляются с этой задачей, поэтому власть пошла на выдвижение подходящего ей кандидата, как Алексей Навальный. Его я не хочу осуждать совершенно, потому что по-честному, на мой взгляд, он заложник — сидит под приговором и делает то, что от него требуется, иначе сядет всерьез и надолго.

Предстоящие выборы нужно использовать для демонстрации абсолютной неадекватности сложившейся системы, необходимости ее замены. Система себя ставит в нежизнеспособное положение, рано или поздно она себя уничтожит. В то же время для реализации идеи активного бойкота нет ни времени, ни готовности. Идею активного бойкота, считаю, наша доблестная оппозиция профукала.

Как повести себя? Нет смысла зачеркивать бюллетени в ситуации, когда, по-моему, бюллетени вообще не считают, а результаты рисуют сами по себе. Я бы предложил запустить в Интернете голосование, где противопоставить Удальцова всем остальным кандидатам. По крайней мере большое число голосов за Удальцова было хоть какой-то моральной поддержкой ему, его сторонникам, он мог бы апеллировать к этой общественной поддержке в диалоге с властью.

***

Михаил Делягин, политолог, экономист

Никакой конкуренции между кандидатами на пост мэра Москвы я не вижу, за исключением борьбы между Иваном Мельниковым и Алексеем Навальным за второе место. Но и тут даже конкуренции как таковой нет, так как понятно, что Навальный возьмет «серебро» с большим отрывом.

Кроме того, я бы не стал называть процесс переназначения Сергея Собянина выборами. Выборы — это когда ваши голоса влияют на результат и он может быть заранее неизвестен. А в этой ситуации, считаю, выборы специально организуются таким образом, чтобы ваши голоса не могли повлиять на их исход.

Напомню, что эта избирательная кампания, по сути, однопартийная, потому что все кандидаты в мэры выдвинуты «Единой Россией». Доля голосов (муниципальных депутатов), которые получены от партии власти, колеблется от 20 процентов у Мельникова до 50 процентов у Навального.

Удальцов в случае участия в выборах мог бы получить голоса части протестного электората и оттянуть долю избирателей у Навального. И,скорее всего, Удальцов будет осужден за попытку противодействия провокации спецслужб 6 мая.

Если ни один человек не придет на выборы, думаю, результат все равно нарисуют. Хотя игнорирование выборов в таких условиях — самое разумное поведение обычного человека, который понимает, что результат предрешен вне зависимости от числа избирателей, которые проголосуют.