Анатолий Эль Мюрид: можно не спешить
На модерации
Отложенный
В отмене встречи президента США Обамы с президентом России Путиным, о которой сообщил в официальном заявлении Белый дом, нет ничего содержательного.
Повод, который послужил отмене встречи, – события вокруг Эдварда Сноудена. Соединенным Штатам важно продемонстрировать, что они так просто не спустят никому удар по их репутации, России в сложившейся и не очень зависящей от нее ситуации не менее важно продемонстрировать свою самостоятельность. Особенно на фоне вполне лакейских действий европолитиков.
Однако прямо сейчас и Штаты, и Россия могут себе позволить слегка поиграть словами и потешить публику. Основные события назревают в другом месте.
Место это – Иран. Соединенные Штаты практически с середины прошлой осени осторожно, но вполне настойчиво демонстрировали Ирану, что готовы изменить и риторику, и политику в отношении страны-изгоя. Почему – понятно. Провал ближневосточного направления политики США стал причиной тотальной зачистки всего внешнеполитического блока администрации. Штаты утратили управляемость процессами, которые сами и запустили. Безусловно, они сохраняли вид, что все идет по плану, однако к весне стало понятно: никакого плана нет ни у кого. События развиваются самопроизвольно, и в этих условиях Сирия оказалась в наиболее выгодном положении – у президента Асада появился реальный шанс выиграть войну, с которой уже никто не понимал, что делать.
Победа Асада означает поражение США – а еще Киплинг весьма живописно показал, что бывает с Акелой, когда он промахивается. Даже будучи сильным и самым сильным волком стаи, предводитель не может опираться только на силу. Важен и авторитет. Непобедимость.
В таких условиях логика Обамы вполне прозрачна – ему требуется превратить поражение в победу, и договоренности с Ираном, входящим в коалицию победителей сирийской войны, делают поражение США чисто техническим. Таким продуманным хитрым ходом, хотя, конечно, он таковым не является ни разу.
Иран, понимая всю вынужденность шагов США, вполне справедливо подозревал и продолжает подозревать Обаму в двойной игре. Тем не менее договоренности с Западом Ирану нужны ничуть не меньше. Очень сложная экономическая ситуация, падение продаж нефти, инфляция плюс неудачные эксперименты президента Ахмадинежада вместе с его эскападами вынуждают Иран идти навстречу Западу в обмен на снятие санкций.
Первые же заявления нового президента Ирана Рохани показывают, что Иран готов к переговорам, включая и прямые. Об этом четко сообщил даже аятолла Хаменеи.
Проблема Обамы и Рохани с Хаменеи в том, что такой расклад совершенно не устраивает Израиль. Он превращается в статиста и объект политики США (что можно было бы проглотить) и Ирана (что недопустимо по определению).
На свет божий вытаскивается изученный вдоль и поперек тяжеловодный реактор IR-40 в Араке. МАГАТЭ контролирует весь ход его строительства, технологические условия и в будущем – все технологические процессы. Реактор предназначен для производства изотопов медицинского назначения и для нужд сельского хозяйства. Однако чисто теоретически его можно использовать и в качестве наработчика плутония-239 (так называемого «бридера»). Как это сделать подпольно при контроле МАГАТЭ, израильского премьера не интересует. Ему важен повод
Появляется информация о готовности Израиля бомбить Арак до того, как в него начнут загружать материалы: дескать, Израиль настолько обеспокоен экологией региона, что гуманитарная бомбардировка должна быть проведена без опасности заражения местности. При этом срок сдачи реактора IR-40 – 2014 год. Времени остается очень немного.
Израиль начинает игру на шантаж. Начинает с весьма выгодной позиции. Сама угроза бомбардировки вынуждает США определяться с ней. Заявить о своем категорическом несогласии с такой политикой Израиля – слишком явно демонстрировать свою заинтересованность в переговорах с Ираном. Поддержать Израиль – сорвать переговоры.
В случае если шантаж не пройдет, Израиль вполне может и провести бомбардировку объекта в Араке. По сути, ничем не рискуя и получая в любом случае требуемый результат. Если израильские ВВС сумеют отбомбиться и вернуться обратно – это будет пощечина Ирану и демонстрация его военной ничтожности. В таких условиях сам Иран не пойдет на переговоры – слишком низко упадет его авторитет. В случае героической гибели пилотов Хель Хавир США не смогут рукоплескать меткости бойцов ПВО Ирана. Скорее наоборот. Срыв переговоров на любой стадии обеспечен.
Нетаньяху, скорее всего, отдает себе отчет в том, что его позиция вдруг стала определяющей, – и наверняка постарается извлечь из этого максимум выгоды.
В таких условиях Обаме совершенно безразличен какой-то там Сноуден и даже мистер Путин. Не настолько, чтобы не ехать на саммит «двадцатки» в Санкт-Петербург, но встречаться в двустороннем формате можно и не спешить. Эта встреча некритична, а публичное выражение недовольства вольностями русских позволит сохранить лицо.
Комментарии
--------------------------
Да, Европа полностью прогнулась под США, обыскивая президентский самолет.