Украина на пороге судьбоносного выбора

На модерации Отложенный

Начало ХХI века стало периодом цивилизационного выбора. Если оперировать историческими временными категориями, то можно утверждать, что происходит стремительная структуризация мира на основе мировоззренческого подхода к вопросу будущего развития государств. В рамках этой тенденции существует Европейский Союз, формируется Евразийский Союз, идея создания халифата охватила страны мусульманского мира.

Сейчас на карте Европы, по сути, осталось только одно «неопределившееся» государство. Речь идет об Украине. Несмотря на свой формально независимый статус эта страна не обладает достаточными возможностями для того чтобы вести самостоятельную политическую игру на мировой арене. Определенный экономический потенциал у нее, безусловно, есть. Однако, экономика страны и ее финансовый сектор серьезно пострадали в результате мирового финансового кризиса и несовершенства государственной системы управления. На сегодняшний день положение Украины таково, что находиться вне экономических объединений ей уже не по силам. Возможности балансирования между двумя принципиально различными системами общественного развития уже исчерпаны. Нынешнему президенту Украины вряд ли удастся то, что удавалось предыдущим руководителям страны - сохранять многовекторность внешней политики, умело лавируя между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой.

   Выбор Украиной дальнейшего пути развития, в силу целого ряда геополитических факторов, представляет серьезный интерес и для Европы, и для России. А в рамках новой концепции внешней политики России, направленной на создание новой империи и на противодействие влиянию Запада не только на собственные территории, но и на все постсоветское пространство, роль и место Украины трудно переоценить. Без этой страны с ее огромной территорией, численностью населения, ресурсным и промышленным потенциалом о построении новой мощной империи на постсоветском пространстве не может быть и речи. Поэтому в схватке за сохранение влияния на Украину Россия действует бескомпромиссно и решительно. Страны-члены Евразийского Союза, используя тяжелое экономическое положение Украины (главным образом, Россия), настойчиво приглашают ее в Таможенный Союз, обещая значительные экономические выгоды и не выдвигая при этом никаких условий в области соблюдения демократических принципов, прав и свобод.

   Все крупные политические игроки понимают, что 2013 год является определяющим для будущего развития Украины. Вильнюсский саммит, как сказал еврокомиссар по вопросам политики расширения и добрососедства Штефан Фюле, является последним «окном возможностей», и оно ограничено, поскольку в случае неудачи, - плана «Б» просто не существует.

   Международные эксперты сходятся во мнении, если Украине не удастся заключить Соглашение об ассоциации с ЕС, далее оставаться вне крупных экономических объединений она уже не сможет. В этом случае она будет вынуждена интегрироваться в Евразийское экономическое пространство и неминуемо попадет под влияние Кремля. Это кардинально укрепит имперские амбиции России и приведет к значительному усилению ее роли на международной арене. Чем ближе дата Вильнюсского саммита, тем сильнее давление на Украину со стороны северного соседа. В настоящее время оно приняло очень жесткий характер с элементами откровенного шантажа. Отбросив все дипломатические реверансы, президент РФ Владимир Путин, устами своего советника Сергея Глазьева, озвучил Украине ультиматум, в котором говорится, что в случае подписания украинским руководством Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, Россия аннулирует все экономические преференции Украины на российских рынках, на рынках Таможенного Союза и стран СНГ.

Одновременно, известные российские политики активно муссируют тему европейского выбора Украины, предрекая ей скорый дефолт в случае заключения соглашения с Брюсселем, проводя при этом аналогии с ситуацией в Греции и Италии.

   В этих условиях, находясь под сильным прессингом, Киев вынужден был пойти на подписание Меморандума об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией, получив, таким образом, статус наблюдательного члена в Евразийском Союзе. Мы должны понимать, что Киев сделал этот реверанс в сторону Кремля в ответ на резкое усиление политического и экономического давления. Вместе с тем, не смотря на настойчивые предложения присоединиться к новообразованному геополитическому объединению, Украина этого не делает, оставляя за собой только лишь особый статус наблюдателя. Данный факт вполне определенно демонстрирует желание Киева, уйдя от прямой конфронтации с Москвой, сохранить европейский вектор своего развития и подписать Соглашение об ассоциации с ЕС.

   А что же Европейский Союз? В то время, когда Кремль использует любые возможности, удержать Украину в зоне своего влияния, ЕС не дает четких положительных сигналов о заинтересованности в скорейшем подписании Соглашения об ассоциации. Отмечая определенный прогресс в выполнении взятых Украиной обязательств, европейские чиновники, тем не менее, достаточно сдержано относятся к ее успехам на этом пути. За оставшийся до Вильнюсского саммита короткий период времени они требуют неукоснительного выполнения всех поставленных условий. В такой политически сложный для Украины период было бы очень опасно занимать бескомпромиссную позицию и выставлять непомерно высокие требования для подписания Соглашения об ассоциации.

   А может, снижение европейско-украинской динамики на заключительной стадии перед Вильнюсским саммитом является сигналом о том, что европейские лидеры в глубине души желают, чтобы Путин «сломал» Януковича и заставил его сменить вектор в сторону ТС? Может они склоняются к тому, что это избавит перегруженный собственными проблемами Брюссель от украинского вопроса, и позволит отдать Украину без ущерба для собственного имиджа?
   Но, так не должно случиться! Именно сейчас ЕС должен включить все возможные политические, экономические и дипломатические рычаги, чтобы создать ситуацию, когда обе стороны, сохранив лицо, смогли бы подписать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации. Это необходимо сделать, даже несмотря на то, что для Украины подписание этого Соглашения будет безусловным авансом, хотя надо отметить, не большим, чем тот, который получили страны бывшего социалистического лагеря при вступлении в ЕС в 2004 году. И, как теперь уже понятно, этот аванс вполне оправдал себя.

   Одновременно, Европейские политики должны четко осознавать, что альтернативой подписанию Соглашения об ассоциации с Украиной, является уход ее в орбиту Кремля и, как следствие, усиление имперских амбиций России, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому принятие решения о выборе Украиной политического вектора будет иметь решающее значение не только для нее, но и для всего Европейского сообщества.

   Хотелось бы верить, что европейские политики и брюссельские чиновники проявят мудрость и будут готовы взять на себя ответственность за необходимость подписания судьбоносного Соглашения, способного изменить политическую расстановку сил в Европе и укрепить ее безопасность.