О крахе путинской политики на Украине

На модерации Отложенный

Визит Владимира Путина на Украину в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси спровоцировал появление в местных СМИ целой серии публикаций, которые никакого отношения к юбилейной дате не имеют, а переносят читателя сразу в 2015-й год, когда украинцы будут выбирать нового президента. Специалисты всех мастей разглядели в перемещениях и контактах российского лидера его намерение окончательно порвать с Виктором Януковичем и сделать ставку в будущем на своего кума Виктора Медведчука, политика с практически нулевым рейтингом, зато с серьезными связями.

Перед поездкой Путина в Киев прогнозировалось, что президент РФ, помимо целования икон, займется непосредственно делами — встретится с Януковичем и обсудит с ним весь спектр российско-украинских отношений, тем более что в них, похоже, наступает «час икс»: в ноябре в Вильнюсе пройдет саммит Восточного партнерства, где должно быть подписано соглашение о политической ассоциации Украины с ЕС и создании между ними зоны свободной торговли (ЗСТ). Если эти документы будут подписаны, то они разом превратят меморандум о взаимодействии Украины с Таможенным союзом в пустышку.

Потому-то и предрекали аналитики перед киевским свиданием двух президентов, что Путин постарается надавить на своего украинского коллегу, чтобы тот переместил акценты с ЕС на ТС. Но все эти ожидания не оправдались: Путин в абсолютно «паркетном» режиме пообщался с Януковичем жалкие 15 минут и поехал на конференцию «Православно-славянские ценности — основа цивилизационного выбора Украины», инициированную общественным движением «Украинский выбор» под предводительством Медведчука.

На указанной конференции Путин подключился к дискуссии, протекавшей в рамках анонсированного ранее вопроса «Близки ли украинскому обществу навязываемые еврочиновниками "европейские ценности" или же украинцы выступают за сохранение и утверждение исконных православно-славянских духовных ориентиров, устоев и традиций?». И хотя отделался президент своими обычными дежурными фразами о конкурентных преимуществах, которые украинская экономика получит лишь в том случае, если Киев решит вступить в ТС, и о том, что в Москве «будут уважать любой выбор украинцев», тем не менее в последующие дни местные издания разродились материалами под заголовками «Путин променял Януковича на Медведчука», «Мы говорим "Медведчук", подразумеваем "Путин"» и так далее.

Тут стоит уточнить, что, собственно, представляет из себя Медведчук на нынешнем этапе своей политической карьеры. Заслуженный юрист Украины, в прошлом «серый кардинал» при президенте Леониде Кучме, администрацию которого он возглавлял, Медведчук с 2004 года, то есть со времен «оранжевой революции», находится во втором эшелоне украинских политиков. Выдвинуться в первый ему не помогло даже созданное пару лет назад движение «Украинский выбор». Одно время бигборды этого движения, ратовавшего за придание русскому языку статуса второго государственного, введение двойного гражданства и сближение с Россией, украшали едва ли не каждый телеграфный столб в Киеве и в тех регионах Незалежной, которые традиционно тяготеют к восточному соседу. Однако движение хоть и было названо «общественным» и апеллировало к простым гражданам как к носителям власти, в обществе широкой поддержки не нашло. Вздумай «Украинский выбор» в прошлом году поучаствовать в парламентских выборах, о преодолении 7-процентного барьера ему пришлось бы только мечтать.

Но Медведчук руки не опускает — улицы украинских городов по-прежнему украшает его, как замечают многие, сильно разукрашенное фотошопом лицо, на этот раз агитирующее за вступление Украины в ТС. Причем, даже если отмести все домыслы о том, что ведется эта кампания на деньги Кремля, у Медведчука хватит и своих средств оплатить услуги рекламщиков — его состояние, по самым приблизительным подсчетам, исчисляется сотнями миллионов долларов.

Рассказывая о внезапном визите Путина на упоминавшуюся конференцию в Киеве, украинские СМИ не преминули напомнить, что в прошлом году в Крыму российский президент поступил по похожей схеме: переговорив с Януковичем (правда, в тот раз Путин не отказался поужинать с коллегой), Владимир Владимирович отправился в гости к Медведчуку, в его скромный крымский дворец, которому позавидовала бы любая голливудская звезда.

Там кумовья пили вино и слушали музыку, причем фотографии этого досуга, якобы снятые совершенно случайно неизвестно кем, немедленно появились в «желтой прессе», продемонстрировав всем, насколько теплые, можно сказать, родственные отношения связывают двух политиков.

И вот теперь о тандеме Путин — Медведчук, которого все так же чрезвычайно много в медиапространстве, говорят в аспекте предстоящих в 2015 году выборов. Причем сама идея о возможном президентстве Медведчука не нова — она всплывала еще перед выборами 2010 года. Но поскольку тогда Янукович на фоне противостояния Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко смог существенно повысить свой рейтинг, вариант с Медведчуком в итоге предстал чьей-то глупой шуткой. И вот теперь о таком сценарии снова говорят всерьез.

Люди, склонные видеть в бывшем «сером кардинале» претендента на высший государственный пост, объясняют российскую ставку на Медведчука тем, что Янукович, который еще с 2004 года по старинке носит клеймо «прокремлевского» политика, окончательно предпочел движение на Запад невнятной возне на Востоке. Причины такого решения назывались уже не раз: попадись Украина в сети Таможенного союза, и российский бизнес так навалится на украинскую экономику, что местным олигархам, которые и составляют окружение Виктора Федоровича, небо с овчинку покажется. Причем что именно взбредет россиянам в голову, предсказать, как правило, невозможно — достаточно лишь вспомнить о внезапных «наездах» Роспотребнадзора на те или иные продукты или компании. В то же время ЕС, несмотря на его очень жесткие финансовые правила, предсказуем и адекватен.

«Я могу предполагать, что на последней встрече президентов в Севастополе Путин дал понять: Россия не сможет поддерживать Януковича в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС», — заявил в интервью «Forbs.ua» депутат Верховной Рады от Партии регионов Олег Царев. По его мнению, возможны два варианта развития событий: первый — Россия просто заявляет, что не поддерживает Януковича, и остается в качестве наблюдателя, второй — Кремль выставляет пророссийского кандидата, которым, считает парламентарий, «может быть Виктор Медведчук или какая-нибудь другая фигура».

Но, продвигая Медведчука, электоральная ценность которого, несмотря на продолжительную пиар-кампанию, все равно стремится к нулю, Путин тем самым не только расписывается в собственном фиаско на украинском фронте, но и сводит на нет все предыдущие попытки Кремля (начиная приблизительно с 2004 года) стать дирижером разноголосого хора украинских политиков. «Символичное и демонстративное появление Владимира Путина на круглом столе, — пишет директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко, — было знаковым с точки зрения обозначения слабости позиций России в Украине. Путину реально больше не на кого ставить в Украине, поскольку все более или менее крупные политические силы не видят в России стратегический ориентир. Янукович оказался предателем, оппозиция четко ориентируется на Запад, КПУ не имеет шансов выиграть президентскую кампанию».

По мнению эксперта, российский президент, слабо понимая происходящие на Украине процессы, постоянно «лажается со своим украинским выбором». Так, в 2004 он проиграл, когда поставил на Януковича, в 2009-м не сыграла ставка на Тимошенко, ну а теперь Кремлю грозит и вовсе феерический провал с Медведчуком — если действительно таковы планы Путина на 2015 год.

Как полагает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, единственное, на что, помимо Медведчука, сейчас может поставить Путин, — это некие «мифические гуманитарные организации и православные славянские центры». При этом политолог уверен, что Украину в нынешней ситуации теряет не Россия, а конкретно российский президент. И если согласиться с этим утверждением, то можно вздохнуть с облегчением: Украина по-прежнему с нами, ну а у Владимира Владимировича остается кум в Крыму, которого всегда можно навестить, чтобы отведать местного вина. Пусть даже и в частном порядке.