Влияет ли макроэкономика на воспитание детей?
...Несомненно и ещё как! Экономический спад госмасштаба заставляет матерей воспитывать детей с большей суровостью, даже если самой семьи кризис ещё не коснулся. Правда, столь суровый эффект будет лишь в том случае, если у мамы в геноме есть особый вариант гена, отвечающего за синтез одного из главных нейромедиаторов мозга.
Кризис заставляет родителей жёстче воспитывать детей. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного: семейный заработок падает, на жизнь не хватает, взрослые злятся и депрессируют, в итоге начинают чаще и громче орать на собственное чадо, а то и бить его. Но не всё так просто: как пишут в журнале PNAS исследователи из Принстонского и Нью-Йоркского университетов (оба — США), экономический кризис влияет на методы воспитания как раз в тех семьях, чьё благосостояние никак от кризиса не пострадало.
Боязнь экономического кризиса плохо сказывается на воспитании детей. (Фото Shutterstock.)
До Хун Ли и его коллеги использовали статистические данные, касающиеся семей из двадцати крупных американских городов, у которых между 1998 и 2000 гг. появился ребёнок. С молодыми матерями проводили несколько коротких интервью — сразу после рождения ребёнка и тогда, когда ему становилось 1, 3, 5 и 9 лет. Информацию о том, насколько жёстко мамы воспитывают детей, собирали, когда детям было 3, 5 и 9 лет. Когда им исполнялось девять, у детей и матерей собирали образцы слюны для анализа ДНК.
Одновременно оценивалось экономическое состояние в городах, где жили подопытные семьи. После чего «погода в доме» сопоставлялась с экономическими показателями, с учётом таких особенностей, как возраст матери, возраст ребёнка, этническая принадлежность, уровень образования, экономический статус семьи, число её членов семьи и т. д.
Вопреки ожиданиям, безработица в отдельно взятой семье никак не влияла на суровость воспитания — люди могли терять работу, но на детях «не отрывались».
Однако макроэкономические показатели — к примеру, общий уровень безработицы в городе или индекс потребительской уверенности — сказывались на воспитании самым непосредственным образом: чем хуже были экономические новости, тем жёстче воспитывались дети. То есть, как говорит До Хун Ли, «макроэкономические показатели влияют на отношение родителей к детям, даже если в самой семье тяжёлую руку кризиса ещё не почувствовали».
Объяснить это можно тем, что ухудшение общей экономической ситуации делает будущее семьи непредсказуемым — взрослые не знают, чего ждать, что будет завтра, будет ли у них работа. Если же безработица уже пришла в семью, то тут как бы всё ясно, всё самое страшное произошло, и будущее, при всей неприглядности, приобретает вполне определённые черты. Неизвестность же страшит сильнее, и этот страх вымещается на детях.
И самое любопытное: исследователям даже удалось найти генетическую связь между экономикой и семейной психологией. Оказалось, что реакция на экономическую неустойчивость сильнее у тех людей, у которых есть особая модификация гена DRD2 Taq1A, участвующего в синтезе нейромедиатора дофамина. Если в этом гене случалась одна-единственная нуклеотидная замена, то человек острее реагировал на перипетии окружающей среды, в данном случае — на экономическую обстановку.
С другой стороны, матери с таким вариантом гена активнее отзывались и на улучшение экономической ситуации — они становились мягче по отношению к детям. Если же у матери вариант дофаминового гена был без нуклеотидной замены, то её отношение к детям — к счастью или к несчастью — не зависело от состояния экономики в стране.
Впрочем, и человеческая психология, и макроэкономика вещи весьма сложные, так что, скорее всего, одним дофаминовым геном связь между ними не исчерпывается.
Подготовлено по материалам Принстонского университета. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.
Комментарии
они воспроизводят себе подобных - больных озлобленных необразованных и бедных