Дым возмущения, или О табаке, нянях и нацистах
Можно ли считать курение личным делом? Можно ли считать свою смерть только своей смертью?
По всему цивилизованному миру воюют с курением. Самая модная тема — запрет на курение в общественных местах. Но и с борьбой с курением тоже борются! Например, на стене железнодорожного вокзала Копенгагена несколько лет назад можно было увидеть плакат, размещение которого оплатил один видный местный музыкант. «Поздравляю с запретом на курение, — гласил текст. — Gesundheit macht frei».
Разумеется, вы помните, какой лозунг висел над воротами Освенцима: «Arbeit macht frei». «Не о том печётесь, товарищи, — хотел, наверное, сказать деятель датских искусств. — У нашего общества есть проблемы поважнее здорового образа жизни». Но способ выразить свой протест против запрета на курение в барах он выбрал, прямо скажем, безвкусный.
И он не одинок. Австралиец Адам Крейтон недавно сравнил повышение акцизов на табак в родной стране с антитабачной кампанией в нацистской Германии.
Рекламная кампания одного бразильского бара, где курят, чёрт побери! Больше см. здесь.
Конечно, ни тот ни другой не имели в виду argumentum ad Hitlerum. (Мол, а вы знаете, кто ещё ненавидел курение?) Речь идёт о том, что борьба с курением оправдывается теми же порочными экономическими и моральными аргументами, которые лежали в основе политики нацистов.
Что же это за аргументы?
Германские нацисты и итальянские фашисты считали, грубо говоря, что существование личности только тогда имеет значение и цель, когда она служит государству. Эта разновидность тоталитаризма отвратительна не только тем, что приносит людям физические страдания, но и искажением ценности человеческой личности.
Этому г-н Крейтон противопоставляет либеральный принцип, который отстаивал, например, Джон Стюарт Милль. Опять же грубо говоря, мы вправе вмешиваться в действия других только в том случае, если эти действия наносят кому-то вред. Человек волен делать что угодно до тех пор, пока он никому не вредит.
Так вот, защитники курения считают, что попытки заставить людей отказаться от вредной привычки в принудительном порядке лишают любителей подымить права на свободный индивидуальный выбор. Г-н Крейтон признаёт законным ограничение курения в общественных местах. Действительно, пассивное курение опасно и нарушает свободу того, кто вдыхать смóлы не хочет. Но при этом правительство, по его словам, не должно унижать решение индивида курить в частном порядке.
В принципе Милля заложено признание ценности индивидуальной свободы. И классический либерализм, и его более радикальное ответвление в лице либертарианства считают, что при прочих равных условиях лучше позволить людям делать всё, что они захотят. Либерализм против чрезмерной опеки (патернализма) и принуждения.
Увы, в основе этой позиции, как справедливо отмечает философ Патрик Стоукс из Университета Дикина (Австралия), лежит безнадёжно упрощённый взгляд на общество как на собрание человеческих атомов. Каждый из нас представлялся адептам классического либерализма в качестве свободного, рационального, автономного агента — самостоятельного, независимого, суверенного деятеля. Соответственно, общество виделось как общежитие суверенных лиц, заключивших (условно говоря) свободный договор на основе взаимной выгоды.
Дальнейшие изыскания философов относительно человеческой природы показали, что, к сожалению, люди вовсе не так свободны и рациональны, как представляли себе либерализм и порождённые им экономические теории. Мы зависим друг от друга гораздо сильнее, и границы между индивидами намного слабее, чем считает модель суверенной личности.
Но даже Милль не оправдывал право человека на продажу себя в рабство и самоубийство. Если вы набросились на человека, пытающегося совершить суицид, и отобрали у него пистолет, вас не будут судить за нападение. Общество делает всё возможное, чтобы оградить личность от любого вреда, который она может нанести сама себе. По мнению философа, тот, кто жалуется на государство, которое, словно приставучая няня, старается сделать так, чтобы мы ненароком не убились, забывает о ценности человеческой жизни как таковой. Если вы не хотите, чтобы няня вмешивалась в вашу, как вам кажется, личную жизнь, просто повзрослейте, заключает г-н Стоукс.
Многие с этим не согласны (достаточно вспомнить дискуссию об эвтаназии), вот и г-н Крейтон настаивает на том, что цена, которую человек заплатит за вредную привычку, — это его личное дело и государства не касается. Но разве это только личное дело? Мы обмотаны паутиной социальных связей, и деятельность (нездоровье, смерть) каждого из нас порождает волны, которые проходят через семью, друзей, работу, всё государство и даже мировое сообщество.
Так где же граница между частным и общим?
Подготовлено по материалам The Conversation.
Комментарии
Каждый четвёртый курильщик импотент. Проблемы начинаются уже в 35 лет, половое бессилие как самое настоящее горе, заливается спиртным. Пьянство ведёт к потере рабочего места и средств к существованию, скандалам в семье, и, нередко, к самоубийствам.
Я часто спрашивю курящих школяров, знают ли они, кто такие андрологи? Никто не знает, что это врачи по мужскому здоровью. А они сейчас лечат задорого и гарантий не дают.
Если вы считаете это делом личным, свою смерть только своей, то курите на здоровье.
Только не нужно это пропагандировать.
Кстати, в РФ принят закон устанавливающий меру ответственности для нарушителей закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
"Когда жизнь бьет тебя тапками обыденности - главное подставить под удар мягкое место, там шишки не появляются и думать, этим самым местом, не приходится."
"Amgen показала, что 47 из 53 "основных" публикациий в области онкологии не могут быть воспроизведены.
Bayer показала, что 43 из 67 онкологических и сердечно-сосудистых проектов были основаны на противоречивых результатах из академических изданий.
Д-р John Ioannidis с коллегами обнаружили, что из 432 публикаций, якобы обнаруживших половые различия в гипертонии, рассеянном склерозе или раке легких, только один набор данных был воспроизводимым. " - так называемые "эксперты" гонят заказную туфту...
Курящий православный смешон. Табакокурение - грех, прогневляющий Самого Господа.
Кстати, многие священники и монахи в Греции, и в Сербии курят - там курение не является чем-то таким удивительным. Православие - оно очень разное
Некурящие - бессмертны!!!
С другой точки зрения нет. Ить смерть означает смену мерности и подразумевает развитие. Курение способствует спокойствию и тем самым развитию людей.
Бесы же всегда боролися с курением. Так и сейчас произходит. С курением то кто борется, кто организовал эту компанию? Бесоподобныя из СМИ и синагог..
Поддерживаю и +
жизнью-примечаю!Попутно прихватив с собой ещё не скольких собеседников вполне может быть молодых,здоровых и весьма здравомыслящих?Так как?Задача решаема?И пускай штрейбрехеры хоть от ВОЗа хоть МинЗдрава не метут пургу людям,которые стараются шевелить мозгами сами а не глотать наживу как голодные ерши в тазу!
???
Государству???
Государство это лишь организация имеющаяся в любой стране, подчеркиваю - В ЛЮБОЙ!.
При фашизме государство и грязные "избранные" политики служат крупным корпорациям (монополиям),
то есть корпорации имеют реальную власть государстве!
Пример - Россия, страны Европы, США.
Если корпорациям выгоден табачный бизнес - он будет!
Особенно если выгоден для иностранных компаний, как в России!
Иностранные значит ЧУЖИЕ, а табачные иностранные компании просто ВРАГИ!
И протест не столько против запрета как такового, сколько против уродски написанного закона.
Будем взаимно вежливы.