ИноСМИ: что ожидает Сноудена в России?

На модерации Отложенный

Завершился первый этап эпопеи Сноудена после его бегства с Гавайев в Гонконг и дальше в Москву. Месяц войны нервов и жизни в тесном номере капсульной гостиницы в аэропорту Шереметьево, и, наконец, он получил желанный документ, который позволит ему год легально находиться в России. Сноуден может свободно перемещаться по стране, однако, убежище это временное. Пока американец укрылся в безопасном месте, где, по словам адвоката, «находится под защитой, как самый разыскиваемый человек в мире». Скорее всего, это какой-то закрытый подмосковный поселок, где Сноудена, которого сопровождают люди с портала Wikileaks, помогшие ему получить в России убежище, охраняют российские спецслужбы.

Как только Сноуден покинул аэропорт, он получил предложение работы: российская социальная сеть «Вконтакте» (российский аналог Facebook) пригласила его заняться защитой персональных данных своих пользователей. Ответа на предложение пока не последовало, а «Вконтакте» сделала себе прекрасную рекламу.

Сноудену не удастся избежать контактов с российским спецслужбами, однако, скорее всего, он не продаст больше сведений, чем успел обнародовать. Это был бы самоубийственный шаг, который бы окончательно повесил на нем ярлык предателя, а не человека, действующего из высших побуждений. Кроме того Владимир Путин ясно заявил, что Сноуден перестанет вредить США. Возможно, это цена за то, чтобы Вашингтон не выдвинул Москве обвинений в укрывательстве человека, которого американцы считают изменником. Разведки двух стран продолжают вести переговоры, что делать со Сноуденом дальше, поскольку и Америка, и Россия заинтересованы в негласном и компромиссном завершении всей этой истории.



Соединенные Штаты потерпели имиджевое поражение уже в момент бегства Сноудена, когда тот передал английской газете The Guardian информацию о том, как американские спецслужбы следят за деятельностью граждан в интернете и их телефонными переговорами, подслушивая даже дипломатов дружественных государств. Переезд в Россию мало что изменил. Москва добилась пропагандистского успеха: она выступила против США и показала что в некоторых, выгодных для себя ситуациях, может быть заинтересована в соблюдении прав человека. Люди, которые плохо знают Россию и не любят Америку, могут в это поверить.

В России Сноуден, скорее всего, не станет звездой СМИ или публичной персоной, это могло бы угрожать его безопасности и прежде всего повредить американо-российским отношениям. С другой стороны, если кто-то в Америке еще питал иллюзии насчет Москвы, он может с ними распрощаться. В этом смысле предоставление Сноудену убежища завершает эпоху «перезагрузки». С другой же стороны, Вашингтон нуждается в поддержке Москвы, например, в вопросе Афганистана или сотрудничестве в рамках ООН. Так что острых столкновений двух стран ожидать не следует. Возможно, президент Барак Обама не приедет осенью в Петербург, а, возможно, к этому времени Сноуден окажется уже за пределами российской территории. Хотя он и заявлял, что хочет остаться в России навсегда, эта страна может оказаться лишь остановкой на пути бегства от США. Только какая другая страна была бы для Сноудена более безопасной, чем Россия?