Уроки европейских катастроф
С разницей в несколько дней на трассах Южной Европы произошли две жутких транспортных аварии. 24 июля скоростной пассажирский поезд, следовавший из испанской столицы в приморский городок Ферроль, сошел с рельсов недалеко от точки назначения. Его вагоны налетели на бетонное ограждение, их смяло и скрючило до неузнаваемости всего за несколько секунд – а внутри каждого были люди с куда меньшим запасом прочности, чем сталь и алюминий. 28 июля пассажирский автобус сорвался с шоссе на юге Италии, близ Неаполя. От удара о каменистый выступ машину разорвало пополам. Объединяет эти катастрофы непривычное, просто-таки запредельное для Европы число человеческих жертв и отсутствие видимого злого умысла в обоих фатальных инцидентах. Более типичным итогом катастрофы для европейской транспортной системы (если трагедия может быть типичной) является результат столкновения двух поездов в Швейцарии 29 июля с.г. Лобовой удар двух железнодорожных составов повлек только одну человеческую смерть, погиб машинист одного из поездов. К сожалению, испанская и итальянская трагедии оказались куда ужаснее.
В поезде Alvia находилось 222 человека. Не уцелел ни один – во время аварии и в больницах умерло 79 пассажиров. Ранены все без исключения обладатели билетов «Мадрид-Ферроль», причем из 141 человека несколько десятков до сих пор пребывают в реанимации и врачи продолжают опасаться за сохранность их жизней. В автобусе «Неаполь-Каноза» из 47 пассажиров 36 погибли сразу. Остальные одиннадцать в тяжелейшем состоянии находятся в палатах интенсивной терапии…
В обоих случаях фатальной оказалась скорость транспортного средства. Превышение скоростного лимита на криволинейном участке трассы, если говорить официальным языком. В обоих случаях ни поезд, ни автобус не тормозили. То есть не просто не тормозили – к моменту удара скорость обоих транспортных средств даже увеличились по сравнению с началом инцидента. Но если погибший водитель итальянского автобуса (по рассказам очевидцев) пытался затормозить и свернуть от пропасти, сминая стоявшие на обочине машины – то с машинистом «поезда смерти» Мадрид-Ферроль дело обстоит ужасающе нелепо. Если шофер итальянского автобуса был вынужден бороться с отказом тормозов и лопнувшей шиной на крутом горном вираже, то равнинный участок железной дороги близ Сантьяго-де-Компостела стал ареной неправдоподобной, потрясающей своей невозможностью аварии.
Машинисту разбившегося состава 52 года от роду, что подразумевает большой жизненный опыт. У него 30 лет (вдумайтесь – тридцать лет!) практического стажа управления локомотивами. Он прекрасно знаком не просто со спецификой и тонкостями железнодорожного движения, но и конкретно с этой самой трассой. Более года многоопытный машинист водит именно этот скоростной поезд именно по маршруту Мадрид-Ферроль. Точнее, водил. В самой аварии он пострадал незначительно – наибольшие повреждения получили задние вагоны, локомотив пострадал не столь сильно. Едва выбравшись из кабины, железнодорожный лихач сказал «…надеюсь, никто не погиб?...ведь смерти пассажиров будут на моей совести…»
Машинист рокового поезда обожал скорость. Да, не только русский любит быстрой езды. Страсть к скорости настолько поглотила железнодорожника, что он годами игнорировал требования всех мыслимых инструкций и наставлений. Человек годами гонял по Испании на пассажирском поезде, чья крейсерская скорость достигает 200 км/час – но допустимы такие цифры только на прямолинейных участках железной дороги. Годами этот человек испытывал судьбу, влетая в железнодорожные повороты с ветерком, на кураже, все меньше и меньше притормаживая перед ними. Годами публиковал отчеты о своем лихачестве в социальных сетях. Делился с сетевыми знакомыми фотографиями и видеосъемкой своих скоростных достижений. Радовался, что на железнодорожных линиях не предусмотрено полицейских радаров и жандармерии «в кустах». Что ему никто не выпишет квитанцию за неосторожную езду, не начислит штрафных баллов, не заставит пересдавать на права или иным образом подтверждать квалификацию. Наоборот, друзья по Facebook и Twitter восхищено скажут «О, колоссаль!» или «You are really cool!», увидев фотку спидометра с красной стрелкой возле цифры «200».
Виртуально восхитятся, посмотрев на частокол телеграфных столбов, уносящихся прочь от безумного состава. Это же так важно – сетевое одобрение, куда важнее настоящих человеческих жизней. За которые машинист несет ответственность, а не вспоминает о них по остаточному принципу, после точки невозврата – «…надеюсь, никто не погиб?...»
Видео от «лихого испанского железнодорожника» на YouTube набирало массу просмотров – и как-то никто не задумывался, что безбашенный машинист не один летает по рельсам. Что к локомотиву пристегнуты восемь вагонов, и в каждом едут мужчины и женщины, старики и дети. На перронах и вокзалах их ждут родственники и друзья. Ждут невесты и братья, одноклассники и сослуживцы. А дождутся не традиционного гудка приближающегося тепловоза, а в лучшем случае звонка из реанимационной палаты.
Наш мир быстр и высокотехнологичен. В нем нередки аварии и катастрофы. Происходящие в том числе по злой воле фанатиков-мерзавцев, что могла почувствовать не себе та же Испания в марте 2004 года. Тогда серия из 13 взрывов в окрестностях железнодорожного узла Аточа собрала кровавую террористическую жатву в 191 человеческую жизнь. Годом позже на противоположном конце планеты, возле японской станции Амагасаки, сошел с рельсов скоростной поезд из-за желания молодого машиниста «войти в график движения», наверстав отставание. И опять последствия заставили содрогнуться любого адекватного человека, 107 пассажиров не пережили катастрофы, в том числе и сам горе-машинист. Да что далеко ходить, уже упоминавшееся столкновение поездов в Швейцарии случилось всего через пять дней после испанской катастрофы. Но среди всех значительных аварий современности инцидент близ испанского городка Сантьяго-де-Компостела стоит особняком. Уму непостижимо, как можно проявлять такую потрясающую безответственность и бравировать своим лихачеством. Не разово, но систематически и годами.
Расследование крушения поезда Мадрид-Ферроль еще идет, наверняка его результаты будут сформулированы объемно, корректно и официально. Предстоит выяснить много деталей и подробностей – например, почему вместо двух машинистов состав вел один злополучный лихач. Но суть трагедии уже сейчас можно уложить в единственную фразу: Всего один великовозрастный (извините) дебил из-за своего маниакального пристрастия к скоростной езде разом оборвал восемьдесят жизней. И сделал несчастными куда большее количество людей. Несчастными навсегда, ибо с того света не возвращаются.
И уж если мы живем в мире, пронизанном сетевым общением – может быть, стоит проявить больше ответственности к размещаемому в сети контенту? Стоит посмотреть на «шокирующее видео» и «драйвовые фотографии» как на документальный материал? Как на события, которые происходят с реальными, настоящими и пока еще живыми людьми? Одно (всего одно!) обращение в испанскую полицию или службу контроля над железнодорожными перевозками со ссылкой на «видеоподвиги» рокового машиниста могло предотвратить трагедию. 80 человек остались бы жить и 130 не были бы ранены. Множество пассажиров проехали по маршруту Мадрид-Ферроль до рокового 24 июля на этом самом поезде. Неужели никто из них не почувствовал лихачества и превышения скорости, не заметил избыточно быстрых поворотов? А еще говорят, что это только у нас надеются на авось…
Можно (и нужно!) предпринимать масштабные усилия по предотвращению терактов на транспорте. Стараться предотвратить техногенные аварии и технические неполадки. Закупать новые транспортные средства, системы электронной и прочей безопасности. Тщательно проводить плановый и внеплановый техосмотр, инструктировать пассажиров и обучать персонал. Труднее всего защититься от дурака – ему не просто закон не писан, его не каждая инструкция и схема берет в расчет. Пресловутый «человеческий фактор» нуждается в человеческом же внимании. С таким железнодорожником, как машинист поезда Мадрид-Ферроль, и «Аль-Каеда» не нужна. Государство и корпорации не способны сделать всю работу по обеспечению безопасности граждан вообще и пассажиров в частности. Тесты на профпригодность, современная техника с электроникой не заменяют человеческой неравнодушности и гражданской ответственности.
Комментарии
Деньги для более удобного обмена, чем натуральный.
Машины для более быстрого и комфортного перемещения и перевозки грузов.
Интернет очень эффективный способ организации доступа к информации, передачи ее и распространения программных продуктов.
Смартфоны для экономии места и мобильности, компактный компьютер совмещенный с телефоном благодаря использованию общих модулей.
:)