В последние полгода президент Владимир Путин упорно называет главной целью специальной военной операции на Украине помощь Донбассу, который юридически недавно стал частью Российской Федерации. При этом слова «демилитаризация» и «денацификация» самой Незалежной как-то постепенно вышли из употребления нашего военно-политического руководства. Помимо возрастания чисто военных угроз, такой ограниченный подход к целям и задачам СВО будет иметь в дальнейшем крайне негативные экономические и экологические последствия для нашей страны.
Губит людей вода
О том, какие колоссальные проблемы испытывают ДНР и ЛНР с водой, мы неоднократно подробно рассказывали ранее. Степной Донбасс всегда был маловодным регионом, и проблему удалось решить при СССР строительством целой сети водоводных каналов. Это, в частности, канал энергетического типа «Северский Донец-Донбасс», забор воды в который осуществляется в поселке Райгородок под Славянском, а заканчивается он в верхнем бьефе Верхнекальмиусского водохранилища возле Донецка. На юг, в мариупольском направлении, вода из Северского Донца шла через Южнодонбасский водопровод.
Буквально сразу же после начала российской спецоперации, 25 февраля 2022 года, ВСУ прервали поставки воды в ДНР и ЛНР, и Донбасс уже девять месяцев остается без воды. Проблема колоссальная. Вместо требуемых 230 тысяч кубов воды в водосеть столицы ДНР попадает не более 50 тысяч. Из-за постоянных артиллерийских обстрелов ВСУ и дефицита воды половина жителей Донецка уехала кто куда. Остались те, кому ехать уже некуда. Частично решить проблему пытаются за счет бурения артезианских скважин. Активно помогает Россия, завозя пресную воду цистернами, однако все это растягивает агонию города-миллионника.
Отметим, что геноцид Донбасса с перекрытием ему поставок воды киевский режим готовил уже давно и последовательно. Вентиль был бы перекрыт еще в 2014 году, одновременно с Крымом, однако удерживало украинских нацистов только то, что на юге ДНР находился подконтрольный им Мариуполь, запитанный из единой водопроводной системы. Чтобы развязать себе руки, Киев начал строительство при помощи французских специалистов опреснительного завода в Мариуполе, а также водопровода на подконтрольной ему территории на Донбассе в обход ДНР.
Украинские планы на водный геноцид русских были сорваны началом СВО 24 февраля, и буквально сразу же ВСУ перекрыли поставки пресной воды, заранее махнув рукой на Мариуполь и засевший там «Азов» (террористическая организация, запрещенная в РФ). Что же теперь должен сделать президент Путин, взявшийся помогать Донбассу?
С Дона выдачи нет?
Первое, что приходит на ум, это необходимость скорейшего освобождения Славянска и восстановления работы канала «Северский Донец-Донбасс». Однако на этом верном пути к воде есть свои подводные камни.
Во-первых, Славянско-Краматорская агломерация за 8 лет, подаренных Киеву на подготовку к войне с Россией в рамках Минских соглашений, превращена в мощнейший укрепрайон. Взять в лоб его будет исключительно трудной задачей, стоящей моря крови русских солдат. Взять эту агломерацию в окружение и понудить гарнизон ВСУ к сдаче уже нереально после того, как произошла «перегруппировка» ВС РФ в Харьковской области, и под контролем противника оказались Балаклея, Изюм и Купянск.
Иначе говоря, все это надо будет вновь отбивать обратно и выходить далеко за пределы Донбасса, производя широкомасштабную наступательную операцию для окружения позиций ВСУ.
Во-вторых, даже освобождение Славянска не станет панацеей. Река Северский Донец сама по себе маловодна, и для наполнения ее используется днепровская вода, прокачиваемая по сети канала энергетического типа «Днепр-Северский Донец». Очевидно, что он после падения оплота ВСУ в ДНР также будет перекрыт, и проблема с водоснабжением останется. Решить ее в корне можно только дальнейшим продвижением ВС РФ по направлению к берегам Днепра, освобождая Днепропетровскую, Полтавскую и Харьковскую области.
То есть, без всего Левобережья российский Донбасс окажется в тупике, аналогичным тому, в котором пребывал Крым все предыдущие 8 лет. Значит ли сказанное выше, что сделаны правильные выводы? Вовсе нет!
Вместо того, чтобы строить планы по освобождению Левобережной Украины и выходу к Днепру, у нас строят планы на воду из реки Дон, пояснил глава ДНР Денис Пушилин:
Особое внимание уделили проблеме обеспечения водой. Принято решение о строительстве водовода из реки Дон. Несмотря на то, что проект сложный и дорогостоящий, его реализация намечена на первое полугодие 2023 года.
В отдельных населённых пунктах ДНР в настоящий момент вода поступает один раз в три дня, а кое-где и того реже. Связано это с неисправностью коммунальных сетей во многих местах, а также с медленными темпами освобождения водного канала «Северский Донец — Донбасс» от украинских националистов.
Комментарии
Гидролог ЧОЛИ?