Как красавца Алексея Толстого влюбила в себя женщина с лицом чухонского солдата.

Только что запостила в сообе Истина где-то рядом  историю про Толстого- американца, как тут же прочла очень любопытную историю женитьбы  другого Толстого  - Алексея Константиновича, автора книги "Князь Серебряный".

Тоже, ну,  очень интересная история !

Героине её мы должны быть благодарны уже тем , что появился на свет  бессмертный романс "Средь шумного  бала". 

Как странно , что бессмертные романсы, стихи и песни появляются  именно при встрече талантов с барышнями достаточно "лёгкого" поведения  :)) ?

 

 
 

Замечательная фраза, насчет того, что "любовь зла, полюбишь и кого угодно", работает в обе стороны. И любовная история Алексея Константиновича Толстого наглядное тому подтверждения.

Граф был очень красивым мужчиной. Богатым, талантливым, с прекрасной родословной, с умопомрачительными связями, с легким и приятным характером, веселым, остроумным и жизнерадостным.

Естественно, что у него постоянно случались мимолетные романчики, но главной женщиной его жизни очень долго оставалась его мама. Женщина властная, с претензиями, и очень любящая своего единственного сына. Она мечтала для него о самых выгодных партиях, и как - то ни одна потенциальная невеста все не дотягивала и не дотягивала до установленных маменькой высоких стандартов.

И, как часто бывает в таких случаях, любимый сыночек, который долго ни в кого всерьез не влюблялся, вдруг оказался однажды как обухом по голове ушибленным от обрушившегося на него высокого и сильного чувства, а источник этих впечатлений не то, что до планок не дотягивал - она вообще была за глухим забором от всех вероятных кандидаток.

Софья Андреевна Бахметева (по мужу Миллер,1827-1895 гг.)

 
 

Приятного в этой даме было всего два пункта: голос и фигура.

Многие отмечают ее необыкновенную эрудицию и большой ум, упирая на знание 14 языков, но это, скорее, говорит о хорошей памяти. Кроме того - мы не знаем, в какой степени она этими языками владела. А вот что касается ума... Вероятно он был, если она при своих исходных данных умудрилась так зацепить Алексея Константиновича.

Итак, что это были за данные.

Происхождение.

Провинциальная дворянка из старинного, но давно обедневшего рода. Таких было пруд пруди по всем закоулкам империи. С мизерным приданым и с большими амбициями.

Внешность.

Лицо у дамы было грубое, крестьянское. Никакой утонченности. Иван Тургенев, когда с ним ознакомился кроме как "лицом чухонского солдата в юбке" никак обозначить его не смог - и вовсе не потому, что придирался. Слишком большой лоб. Слишком все тяжелое и топорное.

Это не мешало ей успешно играть роль эдакой женщины-вамп, что плавно переводит нас к следующему пункту ее данных.

Репутация.

Вот здесь, если закрыть ладошкой ее портрет и прочитать описание ее личной жизни, можно подумать, что дама была редкая красавица. На самом деле ларчик открывался просто - она была инициативной и довольно прилипчивой, что периодически срабатывало. Еще, по всей видимости, присутствовал простой ломовой провинциальный расчет, ибо жизнь захудалой бедной дворянки не отличалась привлекательностью.

Сперва она обратила внимание на друга своего брата Юрия, который был гвардейским офицером.

Друг принадлежал к богатому княжескому роду Вяземских. И, чтобы его окрутить дева отдала самое дорогое - свою честь, что по тем временам было неслыханным позором. Но она очень хотела стать княгиней и пошла ва - банк.

Ухажер, по молодости лет, может и готов был жениться, но за его спиной стояли родители. Которые, трезво оценив девицу категорически запретили сыну даже думать о ней. Живот лез к носу, надвигался большой позор, выгодный жених уплывал, и мать девицы отправилась к его матери, чтобы упросить ее все - таки согласиться на брак. Где были в иерархии дворянства богатые князья Вяземские, и где нетитулованные Бахметевы...

Естественно, ее послали.

Тогда с визитом пришла уже сама дева с животом, и, бросившись княгине в ноги стала напирать на свой позор и прочее. Княгиня только еще раз убедилась, что от такой женщины ее сыну надо держаться подальше. И срочно нашла сыночку другую невесту, из круга богатых аристократов, и тех, кто за женихами с животом наперевес не бегает. Тут уже и бывший жених переключил внимание и речи о женитьбе на Бахметевой свернул.

Это не только прекратило его дружбу с братом девы, но и сделало их врагами. Юрий, или по собственной инициативе, или по наущению сестры, которую любил, вызвал бывшего друга Григория Вяземского на дуэль, и... боги рассудили не в его пользу. Вяземский Юрия убил. К позору, которую принесла в семью Софья своей беременностью добавилось горе от смерти брата, в чем тоже было, если называть вещи своими именами, виновато ее жгучее желание стать княгиней.

Кстати. Жена Вяземского (а женили его родители быстро - в 1848 году от него рожает Софья, а в следующем, 1849 - уже законная супруга), так вот, эта жена принадлежала к роду Толстых. Что, возможно, и объясняет следующие настойчивые усилия уязвленной Софьи.

Далее Софья родила дочь, которую записали на следующего брата, Петра. А она, опять девицею, стала искать мужа дальше. С дочерью она соединилась почти через 10 лет. Вот только не вполне понятно, как она ее представляла. Как племянницу?

Тем не менее, она все - таки вышла замуж. За некоего Льва Федоровича Миллера, чья мать была из рода Толстых. (Так ее теперь и тянет на Толстых...). Миллер был тоже офицером, родственником Федора Тютчева. Однако счастья этот брак ей не принес. Не то. Быть женой не особенно богатого военного, который не принадлежал к титулованной знати и жил в гарнизонах совсем не то же самое, что стать женой аристократа, принадлежавшего к высшему свету.
Скорее обстановка дома после смерти брата стала невыносимой (ну а кому как не ей должны были родители говорить за это спасибо), и Миллера дева использовала просто как вариант, чтобы жить подальше от родственников. И вообще - на что-то жить.

Поэтому, при живом муже Миллере, которого как - то скромно затеняют в этой истории, дама стала активно искать выгодную партию. Она выходила в люди, посещала разные праздники, демонстрировала свои певческие таланты, и... Бинго!

На одном из балов - маскарадов на нее клюнул Алексей Константинович Толстой. Вообще, натура у нее была такая, что она редко уезжала с бала одна, но здесь в нее реально влюбились.

Ну как влюбились...

Она была в маске.

То есть продемонстрировала все свои самые лучшие стороны - голос, фигуру, интересную беседу, поймала заинтригованного Толстого на удочку и исчезла. Если бы он сразу увидел ее лицо - не факт, что так впечатлился бы...

Во второй раз они встретились за чаем. Договорившись о свидании. Толстой взял с собой друга Ивана Тургенева, и о реакции Тургенева на загадочную даму, когда он ее увидел без маски, я уже писала. А вот у Толстого, как в том числе поэта, а не чистого прозаика, воображение было развито сильнее. Он не дрогнул и... попался.

 https://www.youtube.com/watch?v=GOxiYUlQkgI
 
 
Алексей Толстой - автор этого прекрасного романса , а Софья - его героиня!

И в том же 1851 году, в котором происходили эти события, сделал Софье предложение руки и сердца. Начал писать ей красивые письма, стихи (Средь шумного бала, случайно... - показывает всю глубину его романтической натуры).

Однако его трезвомыслящая и эгоистичная маменька идиллию разрушила и жениться сыну запретила.

Софья, не будь промах, решила уже, что дело сорвалось, и немедленно нашла себе следующего ухажера, писателя Дмитрия Григоровича, укатив с ним в Европу. Григорович весьма подробно описывал в каком он от нее был восторге все путешествие, когда, собственно, им было и не до Европы. В общем, нравов Софья была очень свободных, быка, так сказать, сразу брала за рога, и, возможно, нежный маменькин сыночек Толстой поэтому и не устоял.

 .
А,К. Толстой и Софья

Узнав о Григоровиче он потребовал объяснений. И Софья ему понаговорила кучу о том, какая она всю жизнь несчастная, (хотя, спрашивается, кто в этом виноват?) так что он чуть не сам потом просил у нее прощения и твердо вознамерился ее спасти от злых людей и несчастливой жизни. Вот такой он был впечатлительный.

Они встречались долгое время тайно. Потом Толстой, как мы знаем, отправился на войну и заболел тифом, и здесь Софья впервые объявилась при нем открыто - она его выхаживала, реально рискуя собой. Ибо тиф болезнь заразная. Пожалуй, это единственное доброе дело, которое она для него сделала. Вопрос - почему? Боялась, что он умрет, так на ней и не женившись? Надеялась, что на его смертном одре их обвенчают и она станет наследницей его состояния? Ну потому что чувства ею явно никогда не руководили...

Однако поженились они только когда мать Толстого умерла, ибо она и слышать не хотела о том, чтобы в их дом вошла "эта ужасная женщина".

Справедливости ради надо сказать, что Толстой, по всей видимости, был человеком очень добрым. И его любовь к жене базировалась на жалости. Уж за что было жалеть этого монстра - непонятно, но она, видимо, эту слабость в нем почувствовала и вовсю ее педалировала.

Так, после смерти его матери, она сразу приехала к нему в имение, захватив с собой аж 7 детей своего покойного брата, дабы он проникся жалостью к сироткам. Заодно и свою дочь прихватила. В общем, играла на его слабостях и чувствах вовсю. И - вскоре довела до бракосочетания, которое состоялось в Дрездене.

Но я совсем забыла, что дама была замужем. Да - во время всех этих похождений ее мужем все еще был Миллер. Который просто не давал ей развода. Так что поженились они с Алексеем Константиновичем когда Миллер на развод удивительным образом (как раз после смерти матери Толстого) согласился.

В 1863 году Софья Андреевна Миллер наконец стала графиней Софьей Андреевной Толстой.

Сперва у молодоженов была идиллия. Софья часами говорила с мужем о литературе, окружила его кучей детей из своей родни, а он этих детей полюбил как родных, потому что был жалостливым и добрым.

Дальше - больше.

В его имение заявились и остальные ее родственники, и стали там себя вести так, как будто это все принадлежало им.

Толстой было хотел возразить, но супруга его грубо одернула.

Она начала называть его только по фамилии, постоянно сообщала ему, что он говорит глупости, хвалила Тургенева, противопоставляя его талант таланту мужа, критиковала его произведения и, в общем... Вот так.

  

Ее родня оттеснила родственников писателя, разорила его имения, так, что когда их наследовал его двоюродный брат, он обнаружил, что все было буквально разграблено.

Сам Толстой начал постоянно болеть. Своих детей у супругов не было, зато они подняли и дочь Софьи (ту самую), и еще отряд детей ее родни. Короче говоря, счастья эта женщина никогда никому не приносила, и вся ее расхристанная деятельность была направлена желанием найти хорошую кормушку. Она к этой кормушке шла буквально любой ценой.

Ну и нежный человечный Толстой был для нее и ее родственников просто кормом.

Слушайте тех , кто вас действительно любит...

Источник:   https://dzen.ru/a/Y3Pc5LJDbTDVD56E

 Начало о жизни Алексея Константиновича Толстого здесь: https://dzen.ru/media/elena_sohina/kak-poet-tolstoi-sozdal-chvk-ohotilsia-na-medvedei-i-umer-ot-peredozirovki-6372bbe5a234f63065434602