Неграмотная политика может привести "Газпром" к краху

Активы «национального достояния» могут стать собственностью его западных кредиторов.

Как-то нежданно-негаданно российский газовый монополист, заставляющий мечты сбываться, сдал свои позиции в мировых рейтингах — теперь «Гпазпром» не входит даже в ТОП-50 мировых компаний с самой высокой капитализацией, который ежегодно составляет авторитетное издание «The Financial Times». Буквально за год наша «национальная гордость» с терпимого 34-го места в рейтинге слетела на почти катастрофическое 57-е. Какие времена, такая и гордость.

Разумеется, в самом головном московском офисе на улице Намеиткина деловитые управленцы, что называется, и в ус не дуют, атмосфера роскоши на этажах небоскреба все еще располагает к порой вызывающим тратам. Однако графики котировок цинично пророчат — это благоденствие конечно и с икрой в служебном ресторане могут начаться перебои. Как никак, «Газпром» рухнул в рейтинге на 23 пункта не по прихоти его авторов, а в результате удешевления сразу на 45 миллиардов долларов. Теперь российский газовый монополист, который в местных политических реалиях больше, чем просто монополист, сравнился по цене с американским Макдоналдсом. Да, это глобальная мировая мегасеть фастфуда, но равняться с ней компании по сути много определяющей во внешней политике России явно не пристало.

Разумеется, есть очень серьезное искушение свалить всю вину на авторов же рейтинга — мол, цель этого рейтинга — провокация, дабы отпугнуть партнеров и инвесторов от хорошей и успешной компании, а в конечном итоге насолить России. Можно уверенно прогнозировать, что версия эта при всей своей конспирологичности найдет своих горячих сторонников. В логике «осажденного государства» она выглядит предельно логичной, да и есть в мире реальные примеры, когда репутация реально успешных компаний не менее успешно «торпедировалась» разного рода рейтинговыми агентствами. Однако в случае с «Газпромом» есть объективная сторона — например, снижение закупок газа, чем уже отметилась та же Украина. Да и у столь разительного падения капитализации не может быть слишком простого и приятного объяснения. Зато есть позиция экспертного сообщества, непричастного к формированию рейтингов «The Financial Times», но отчего-то им не удивляющегося.

Так, известный украинский эксперт по энергетической политике Владимир Сапрыкин отметил в интервью агентство «Regnum», что «Газпром» действительно потерял лидерство в качестве одной из наиболее крупных газовых отраслевых компаний. Виной всему — совершенно не гибкая политика работы с потреблителями. ««Газпром» не меняет стратегию в Западной Европе, отстаивая старую архитектуру контрактов, привязывая их к цене на нефть. Жесткая политика по отношению к Украине приводит к кардинальному уменьшению продаж. «Газпром» должен менять свою политику, в том числе по строительству новых мощностей, которые вряд ли окупятся и не имеют обоснования с точки зрения роста потребности. Неудачная экономическая политика и приводит к потерям позиций компании в мире, и если не будут проведены серьезные изменения, ее ждет серьезный экономический крах. Что касается Украины, то «Газпром» не оставляет своих амбиций, жестко отстаивает свои интересы и, очевидно, не собирает пересматривать контракт с Украиной», - сообщил эксперт.

Перспективы российского газового монополиста в новых условиях в беседе с обозревателем KM.RU оценил доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, кандидат экономических наук Вениамин Вутянов:

- На самом деле можно огласиться с объективностью данного рейтинга, поскольку «Газпром», конечно, по ряду пунктов потерял свои некогда передовые позиции.

Не могу не согласиться с тем, что политика работы этой компании с клиентами однозначно неприемлема в странах, которые являются основными партнерами «Газпрома» — это прежде всего европейские страны. Если внутри России это нормальная практика отключать газ за неуплату зимой при температуре в минус 30 градусов, то в Европе рейтинг компании, которая так поступает, однозначно падает, поскольку общественное мнение там имеет достаточно высокое значение.

Второй момент, который хотелось бы отметить — стратегия развития «Газпрома» как компании. Вовсе не секрет, что имеющиеся на данный момент у «Газпрома» инвестиционные бюджеты раздуты. Не будем говорить про Ямал, про сахалинские проекты, но «Газпром» сегодня скорее больше отдаляется от поставленных целей, нежели к ним приходит. И сама инвестиционная программа «Газпрома» вызывает серьезные вопросы. Скажем, существуют какие-то современные тенденции в отрасли, тот же самый сланцевый газ, но «Газпрому» все это неинтересно. Газ все активнее добывается в угольных слоях — и это тоже неинтересно. А ведь внедрение такой технологии не просто дало бы новые объемы добычи газа, но и могло бы обезопасить.

Компания по-прежнему отстаивает позицию, что природный газ - достаточно востребованный товар, который будет покупаться достаточно долго. Хотя, если исходить из официальных данных, которые были опубликованы в июне текущего года, то запасов этого газа у нас в обозримом будущем не так уж и много — ориентировочно лет на 40 только хватит. С учетом этого уже сегодня правлению «Газпрома» нужно задумываться и выстраивать свою инвестиционную политику и стратегию развития согласно реалиям времени, учитывая все современные тенденции.

Соответственно третья составляющая, на которую я бы обратил внимание — это финансовый оборот компании. Да, достаточно большие активы, достаточно большой оборотный капитал, но при всем этом у компании общая финансовая задолженность на сегодняшний день составляет порядка 80 млрд. $. Это те кредиты, которые «Газпром» взял на реализацию инвестиционных программ и которые берутся под залог активов компании либо под тот же природный газ. Эта политика вызывает сомнения. Понятно, что в структуре расходов «Газпрома» есть достаточно большая пиар-составляющая, им есть куда потратить деньги — это и Олимпиада в Сочи, и Чемпионат мира по футболу. Есть какие-то обязательства, но не нужно забывать при этом и о своей основной деятельности. Если мы будем вырученные за газ деньги использовать на строительство каких-то объектов типа ледовых дворцов в Сочи, а развиваться будем за счет заемных средств, причем взятых у западных банков (наши просто не способны в таких масштабах кредитовать такую крупную компанию) — это тупиковый путь.

Такая неграмотная политика может привести «Газпром» в конечном счете к краху. В свое время это испытала на себе английская автомобильная промышленность. Когда неграмотный финансовый менеджмент погубил успешно развивающуюся отрасль — ее раскупили американцы, индийцы и немцы. Не хотелось бы такой участи и для «Газпрома», поскольку это действительно странообразующая компания и без преувеличения многое на ней держится. И если мы ее потеряем, то это крайне негативно отразится как на внутренней, так и на внешней политике.