Вряд ли Путин захочет принимать решение об отставке правительства

КПРФ действует в соответствии с логикой сложившейся политической системы.

СМИ сообщили о том, что КПРФ инициировала сбор подписей за отставку правительства Дмитрия Медведева. Коммунисты намерены собрать миллион подписей, несмотря на то, что лето в самом разгаре и до завершения сезона отпусков еще далеко. Между тем слухи об отставке правительства циркулируют давно, и некоторые аналитики отмечают, что идея КПРФ может стать удобным поводом для Владимира Путина, чтобы сменить кабинет министров. Впрочем, трудно себе представить, что президент совершит такой шаг: ведь в этом случае оппозиция запишет «победу» на свой счет.

С просьбой проанализировать политическую подоплеку последних событий вокруг правительства, а также дать оценку его деятельности мы обратились к президенту Института национальной стратегии Михаилу Ремизову.

КПРФ реализует своеобразную формулу оппозиционности

Сбор Компартией подписей за отставку правительства можно рассматривать как шаг, направленный на оппозиционный пиар, а не на достижение реальной цели. Это скорее понижает вероятность отставки правительства, чем повышает. Даже если эта отставка планируется в обозримое время, в чем я сомневаюсь, вряд ли президент захочет принимать это решение с подачи оппонентов.

В целом Компартия традиционно выступает против правительства. В путинский период КПРФ реализует своеобразную формулу оппозиционности: условная лояльность к Кремлю, осторожная критика, а в чем-то даже осторожная поддержка президента при жесткой критике правительства. Любопытно, что эту формулу Компартия реализовывала и в период, когда Путин был президентом, и в период, когда Путин был премьером. Тогда Компартия говорила, что президент Медведев ставит задачи модернизации, а правительство это решение саботирует.

Теперь объектом критики становится премьер Медведев. При Ельцине было по-другому.

Эта формула комфортная. Она не подразумевает конфликта с Кремлем и соответствует формуле российской политики, в которой ответственность за непопулярные меры или за отсутствие успехов в разных сферах возлагается на правительство и отдельных министров. Здесь КПРФ действует в соответствии с логикой сложившейся политической системы, когда жесткая критика правительства является заменителем реальной политической ответственности этого правительства.

На третьем сроке Путина правительство стало еще более «техническим», чем прежде

Реальная политическая ответственность как не наступала, так и не наступает, поскольку для этой ответственности у правительства нет публично-политических механизмов, кроме решения президента. Что касается деятельности правительства, то слухи о его отставке ходят с момента его формирования. В действительности в правительстве произошло изменение того распределения ролей, которое сложилось между Кремлем и Белым домом в период премьерства Путина, когда правительство очень усилилось. Медведев получил на этом посту в наследство усилившуюся исполнительную власть. Но это было подвергнуто ревизии, пересмотрено, и в итоге вернулись к модели, которая имела место при Путине в середине нулевых годов.

Очевидно, что в сфере ответственности правительства оказывается огромное количество важных рутинных решений, которые во многом принимаются самостоятельно. Но, тем не менее, на мой взгляд, проведением показательных совещаний в мае и июне Путин дал понять, что на приоритетных направлениях он замыкает нити управления на себя и свою администрацию. Таким образом, правительство стало еще более «техническим», чем было прежде.