Приговор: публичная порка или политическая ошибка?

На модерации Отложенный

И лояльные, и нелояльные власти эксперты единодушны в оценке приговора.

Приговора Алексею Навальному ждали все: морально к нему готовились сторонники знаменитого блогера-разоблачителя, в легком мандраже ждала подробностей пресса, ночевавшая у порога районного кировского суда, в предвкушении потирали руки ненавистники из числа охранителей. Народу же в своей массе было все равно... до определенного времени.

Если верить корреспонденту «Новой газеты», некоторые жители Кирова специально даже взяли отгул, чтобы прийти к зданию суда на оглашение приговора. «Не интересовался Навальным, пока его не начали здесь мочить. Его пытаются посадить в тюрьму грязным методом. Я не могу не поддерживать таких людей», - процитировал журналист рабочего местного завода «Лепсе» Владимира Тихомирова. Опять же, занимательная деталь — в кои-то веки приговор транслировался в близлежащих к суду кафешках, где и расположилась основная масса журналистов, не попавших в крохотный зал судебных заседаний.

К тому, что приговор будет обвинительный была готова, пожалуй, большая часть наблюдающих за процессом. Но что он станет именно таким — стало большой и не сказать чтоб приятной неожиданностью даже для тех, кого вряд ли отнесешь к симпатизантам Навального. В их умозаключениях, коими немедленно наполнилась блогосфера, сквозит не столько сочувствие Навальному, сколько вполне объяснимая тревога — что же будет с Родиной и с нами.

А бизнес отреагировал в свойственной манере — без шума, но цинично. По состоянию на 14:30 обрушились котировки акций ВТБ, «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «НОВАТЭКа», «Норникеля», «Роснефти», «Ростелекома», «Сбербанка» и ряда других компаний. А индекс ММВБ упал ниже 1410 пунктов. Правда, насколько тесно связаны это падение и утренний приговор, сказать сложно.

Своими впечатлениями от приговора известному блогеру в беседе с обозревателем KM.RU поделились постоянные эксперты портала:

Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин: «Это хуже, чем преступление — это ошибка»

- Это очень большая ошибка. Вот теперь он действительно сможет стать президентом. Эта ошибка - не от непонимания, а от личной мерзости, когда люди хотят отомстить за пережитый ими страх, их ненависть застилает им глаза и лишает возможности соображать. Ну, или когда люди путают себя с господом Богом — такое тоже иногда случается.

Наша силовая тусовка слишком много натерпелась от либералов и, не имея возможности разобраться с теми из них, кто находятся у власти, она стала разбираться с, так сказать, периферией. Но конкретно в случае с приговором Алексею Навальному остается лишь только процитировать одного из классиков мировой политики: «Это хуже, чем преступление — это ошибка»

Политолог, член редколлегии журнала «Полис», доцент философского факультета МГУ Борис Межуев: «Приговор Навальному для меня — человека, лояльного власти — политическая катастрофа»

- Откровенно говоря, это, конечно, политическая катастрофа. При том, что я не то что не фанат Навального, но последнее время его действия вообще вызывали у меня раздражение. Взять хотя бы откровенно неподготовленную, просто смешную его кампанию против Якунина. Но теперь все это уже не имеет значения.

Теперь мы наблюдаем полную компрометацию московских выборов, что совершенно очевидно. Я до последнего был уверен, что они хотя бы меру пресечения изберут другую и не будут прямо из зала суда этапировать. И теперь получается, что Собянину предстоит конкурировать с узником? Хуже варианта для московских выборов, где власть ставит задачу получить легитимного мэра, и представить себе невозможно.

Я бы тут на месте Сергея Семеновича и вовсе бы задумался — стоит ли вообще в таких выборах участвовать. Ведь ничего, кроме позора они ему не принесут. А ведь он сделал все, что в его силах, чтобы ситуация с выборами в Москве выглядела максимально пристойной. И лично у меня этот поступок вызывает уважение. Надо отдать должное, во все этой скверной истории именно Сергей Собянин единственный, кто выглядит прилично. Но, тем не менее, как он теперь будет участвовать в выборах с узником? И дело даже не в том, что Навальному отойдет немалое число голосов оппозиции, но если он проиграет, то проиграет находясь в тюрьме, не ведя фактически никакой избирательной кампании. Реально это, конечно, уже не выборы.

Я не знаю, стоило или не стоило его изначально регистрировать, передавать ему голоса муниципальных депутатов. Это было политическое решение Собянина, но если бы Навальному дали условный срок — можно было еще посмотреть на это сквозь пальцы. Конечно, политически Собянин его все равно переиграл бы по очкам и проблем бы для власти не было бы никаких.

Сейчас же брошена густая тень на единственное подобие легитимных выборов. Как власть собирается решать эту проблему в дальнейшем - я не знаю. И я не уверен, что сегодняшний день закончится спокойно, что те 7-8 тысяч, которые вероятно соберутся в центре Москвы ограничатся лишь разговорами. Наверняка, это будет серьезная силовая акция с пострадавшими. И, опять же, не думаю, что эта ситуация так же на руку столичными властям.

Я, как и многие другие мои коллеги, все же надеялся на то, что разум у судьи или у того, кто принимал такое решение, возобладает и мы не получим политического кризиса созданного властью для самой себя. А на международной арене? Защищаем Сноудена, обличаем американские власти и в то же время своего главного оппозиционера на глазах семьи хватаем в зале суда и препровождаем в места не столь отдаленные с перспективой пробыть там пять лет. Разумеется, международные отношения сейчас сильно осложнятся. И винить в этом будет просто некого — все сделано собственными руками.

Ну и разумеется, это серьезный удар по легитимности действующей власти. Я лично не связываю с победой оппозиции никаких позитивных ожиданий, и как раз поэтому приговор Навальному для меня — человека лояльного власти — политическая катастрофа.

Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Судья Блинов оказал плохую услугу политическому истеблишменту России»

- Если московская кампания пройдет без участия Навального - это очень сильно демотивирует большую часть избирателей, и это плохие новости для Сергея Собянина. Кроме того, у протестных групп появятся эмоциональные основания для проведения своих мероприятий уже в ближайшее время. И это плохие новости для московских властей и Кремля. В итоге, к сожалению, вместо так называемой легитимации Сергей Собянин рискует получить серьезную деформацию своих политических позиций.

Так что судья Блинов, решив переложить ответственность по этому делу на вышестоящие инстанции, которые могут в случае апелляции отменить приговор, оказал плохую услугу политическому истеблишменту России. Но я бы вместе с тем не стал бы говорить о том, что приговор Алексею Навальному как-либо определяет его шансы стать следующим президентом России. Об этом говорить еще рано, но тут все зависит от того, как именно он сыграет тем набором карт, который ему выпал в этой игре.

Экс-депутат четырех созывов Государственной Думы, один из лидеров оппозиции Геннадий Гудков: «Сегодняшний приговор — серьезный шаг к будущей гражданской войне»

- Это грубейшая, а может быть и фатальная ошибка политической власти, которая неизбежно приведет к росту уровня гражданского противостояния. Вполне вероятно, она породит сейчас в рядах сторонников Навального некие группы прямого действия, которые будут руководствоваться радикальными методами. Да, Навальный, быть может, не такой популярный в общей массе населения, но то, что у него есть огромное число преданных ему фанатов — десятки тысяч — это должен учитывать любой здравомыслящий человек. И они, к сожалению, не будут спрашивать разрешения у властей на те или иные действия. Я думаю, что сегодняшнее событие в Кирове, та демонстративная жестокость могут стать неким рубиконом, точкой невозврата. Эта демонстративная жестокость власти просто не оставляет выбора политическим силам, поддерживающих Навального, сочувствующих ему. Они сами загоняют ситуацию в угол.

Я считаю, что сегодняшний приговор — серьезный шаг к будущей гражданской войне. Она не обязательно может начаться сегодня или в ближайшее время, но приговором был приведен в действие спусковой механизм, который рано или поздно приведет к гражданским конфликтам в стране, что очень опасно. Я много раз предупреждал власть об исторической ответственности, о тех исторических и политических решениях, которые могут последовать вслед за такими ее бездарными и безумными действиями. Дело даже не в самом Навальном, а в той ситуации, которая возникла. Может элементарно сработать эффект суммации. Представьте, что человеку на голову монотонно капает вода - вроде бы ничего особенного, а через несколько часов он сходит с ума, это ведь на самом деле тяжелейшая пытка. И общество переживает как раз именно ее — оно будет лишь еще больше наэлектризовано, разобщено. И до массового побоища, столкновений остается буквально несколько шагов. А историческая ответственность за это ляжет на тех, кто данное политическое решение принимал.

В Кирове был разыгран спектакль, показательный урок жестокости и непримиримости нашей власти. Очередная публичная порка, совершенная с абсолютно неприемлемой для сегодняшнего дня жестокостью. Но все же даже это — не самое страшное. Самое страшное приключилось с властью — она окончательно потеряла политическую адекватность.