Сноуден: отдать нельзя оставить
Бывший аналитик АНБ, бывший сотрудник ЦРУ и бывший гонконгкский «сиделец» Эдвард Сноуден стал не только нынешним разоблачителем своих шпионских альма-матер, объектом пристальнейшего внимания множества журналистов и поставщиком сенсационных новостей. Э. Сноуден стал фактором российско-американских отношений. Скажем прямо – фактором негативным и довольно ощутимым.
Межгосударственные отношения России и США никак не назовешь безоблачными. В них много противоречий, принципиальных разногласий и открытого соперничества. Однако все это соперничество вкупе с противоречиями и разногласиями касаются либо глобальных вопросов мировой геополитики, либо носят характер имиджевого противоборства. Например, инициируемое Вашингтоном переустройство системы ПРО способно нарушить баланс стратегических ядерных сил – что естественным образом вызывает беспокойство и недовольство Москвы. Планы американской администрации подержать оружием и деньгами сирийских повстанцев повлечет дестабилизацию как минимум регионального характера – что в условиях тугого клубка ближневосточных проблем может «аукнуться» террором далеко-далеко от многострадальной Сирии.
Даже упреки США в адрес руководства РФ по поводу законов о регистрации/финансировании НКО или составление запретных списков из произвольно подобранных российских госслужащих вполне объяснимы. Если страна обучает весь мир демократии и свободе, уже на подсознательном уровне подразумевается, что уж на ее-то территории этим ценностям ничто и никто не угрожает.
В этом плане «Дело о предоставлении Э. Сноудену политического убежища в России» и многочисленные спекуляции вокруг него стоят особняком. Прежде всего потому, что ни американские, ни российские власти не были заинтересованы в таком развитии событий. В полном соответствии со своей фамилией Э. Сноуден свалился в транзитную зону Шереметьево, как снег на голову российско-американских отношений. Уже на день прилета 23 июня его паспорт был аннулирован соответствующими службами США. Что автоматически сделало вылет программиста-правдоруба из Шереметьево невозможным по формально-юридическим причинам. Не имеет право человек с недействительным паспортом пересекать границы государств. А означенных государств, готовых примириться с присутствием своей земле разоблачителя проекта PRISM, оказалось крайне мало.
Как реагировали власти двадцати с лишним стран на просьбу Сноудена об убежище – это отдельная поэма печального образа. Европейские правительства принялись отказывать беглецу в приюте с такой скоростью, словно участвовали в соревновании «Кто быстрее продемонстрирует Белому Дому свою лояльность». Не удовлетворившись пассивным отказом, власти Франции, Италии, Португалии и Испании запретили предоставление воздушного коридора самолету президента Боливии – ведь борт летел из Москвы, а вдруг в нем спрятался бывший шпион? Самолет главы южноамериканского государства пошел на вынужденную посадку в Австрии, которая тоже входила в список потенциальных убежищ. Где и подвергся обыску австрийскими полицейскими, не взирая на экстерриториальный статус воздушного судна. Боливиийские власти были настолько ошарашены подобным отношением, что скандал грянул только через неделю после инцидента. Проведя консультации в рамках региональной организации MERCOSUR, страны Латинской Америки консолидировано отзывают послов из европейских государств, причастных к дипломатическому унижению Э.
Моралеса. Заодно подчеркивается решимость Венесуэлы, Никарагуа и Боливии предоставить пристанище Эдварду Сноудену. На данный момент список потенциальных убежищ этими тремя странами и ограничивается.
Но до Латинской Америки еще нужно добраться, что в условиях недействительного паспорта и действующей готовности перехватывать любые самолеты ох как непросто. Эдварду Сноудену не оставили выбора – из всех 193 государств мира он может себя чувствовать безопасно только в нашей стране. Видимо, «электронный беглец» питал определенные иллюзии на предмет своей судьбы. Ожидал иной реакции от таких стран, как Эквадор, Исландия, Швеция или та же Австрия. На деле же получилось, что ссориться ради него со США не хочет никто. Все понимают, что Сноуден сорвал завесу секретности с глобального шпионского проекта, что он не получил ни малейшей выгоды от своей деятельности. Что все его публикации не «подставили» ни единого человека из бывших коллег. Наверняка множество людей (в том числе и государственных мужей) во всем мире с сочувствием и симпатией относятся к этому щуплому идеалисту. Но конфликтовать с цитаделью мировой демократии не хочет никто…
Что делать России с гостем транзитной зоны шереметьевского аэропорта?
Вариант выдачи Э. Сноудена на историческую родину фактически исключен. Дело не только в имидже российского государства, его репутации и пр. Достаточно провести зеркальное моделирование – представить бывшего сотрудника российской разведки, сумевшего добраться до США и выступающего с серией разоблачительных публикаций о вездесущей «руке Москвы». Требования выдать такого перебежчика вызовут у Госдепа иронично-надменную усмешку и форменный шквал негодования в «свободной прессе»…
Вариант предоставления политического убежища Сноудену в России тоже далек от идеала. Даже оставив за скобками жесткое недовольство США таким шагом. По сути, у Сноудена насквозь потребительское отношение к нашей стране. Ведь первую просьбу об политубежище в РФ он направил еще в июне – и быстренько отозвал после комментария В. В. Путина «…перестать своей деятельностью…наносить вред нашим американским партнерам…» как единственного условия пребывания в России. Когда же за две июльские недели организовать перелет в другую точку мира, оформить пребывание в ином государстве не вышло – Сноуден снова вспомнил о России. По остаточному принципу, типа «куда деваться бедному крестьянину». Неприятно, согласитесь.
Парадокс ситуации вокруг личности Сноудена в том, что ни США, ни РФ не хотят дополнительных осложнений в двусторонних отношениях. В том, что президенты обеих стран вынуждены следовать логике событий, а не корректировать ее. В том, что все меньше реальных точек соприкосновения между РФ и США – их все чаще заменяют скандалы, недовольство и упреки. Дефицит совместных проектов становится причиной имиджевой состязательности, порождает околополитические спекуляции. Уже не в Сноудене дело – а в готовности двух крупнейших держав современности быть достойными своего могущества. Не разменивая его на бег по замкнутому кругу взаимных обвинений.
Комментарии
Вот эта злая горошина Сноден, на перине лже блаженства, самолюбования пендосов..
и где же запятые поставить?