Два мира – два сортира: санитарная эволюция Парижа и Москвы

Санитарная эволюция Парижа и Москвы.

В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке», — пел москвич Высоцкий.
О незначительных вещах он просто не стал бы петь. Тема сортиров — архиважная, чего уж тут.

Новые автоматические парижские туалеты — щелчок по носу погрязшей в понтах Москвы, где золотая дремотная Азия опочила на куполах.

Кстати, не такие уж они и новые — их начали ставить там еще в 1980-м, вскоре после смерти нашего поэта.
У нас тогда отбились олимпиадой в одной отдельно взятой Москве вместо ранее объявленного на 1980-й год коммунизма, а известные своей скупостью парижане эти новые туалеты решили сделать платными.

Да, Парсовет (я его так тут назвал по аналогии с Моссоветом) упразднил бесплатность туалетов в 1980 году.
При том, что прежде — довольно долго, почти полтора века — эта радость освобождения от балласта была дармовой. Буквально liberte egalite fraternite!

Вообще говоря, парижский sanisette — так называется этот механизм — довольно серьезное сооружение.
Величиной не с дачный убогий скворечник, пластиковые копии которого жалобно украшают Москву златоглавую, — а скорее с газетный киоск! Дизайн его вдохновляет чувствительных туристов на сравнение с кабиной инопланетного летательного аппарата. Кроме собственно унитаза, парижское чудо оснащено бумагой, умывальником, жидким мылом, сушилкой для рук, и — зеркалом! Когда осчастливленный клиент выходит из этого НЛО, кабина моется автоматически. И через пару минут готова к приему очередного сибарита.

Последний удар поддых или ботинком в физию московскому чиновнику — это кран с питьевой водой, вмонтированный в нишу снаружи величественного сооружения.

Это я вам тут, повторяю, рассказываю про 1980 год.
Впрочем, в Москве в те годы можно было справить нужду и в куда более богатых и просторных помещениях, — это я про гостеприимно раскрытые подъезды жилых домов, вход в которые не был затруднен ни домофонами, ни даже кодовыми замками.

За вход в кабинку парижские последователи Веспасиана назначили плату сперва в один франк, после в два, а с переходом на евро — в 40 центов, приблизительно так оно и было по курсу.

Дочитав до этого места, московский сортирный управленец порадуется: у нас практически не дороже!



А радоваться-то рано.
И нечему. Нельзя сравнивать. В принципе невозможно, уже семь лет как. В 2006 году парижские туалеты-автоматы, подсоединенные к канализации, водоснабжению и электричеству, стали бесплатными! Где была щель для монет, теперь красуется человеколюбивая надпись: ассes gratuit — халява, в смысле.

Мы, конечно, понимаем, что французская мэрия увлекается ерундой на деньги налогоплательщиков.
А могла бы делом заняться! Например, митинги запрещала какие-нибудь или на худой конец шествия в защиту Навального. Ну, какое ей дело до бесплатных сортиров? Казалось бы? Разве уважающему себя чиновнику — не плевать на своих горожан?

Ну, еще рассмешу вас, рассказав, как так вышло, что мэрия отказалась от туалетных денег.
Если вы думаете, что во Франции нашли новые богатые запасы нефти или алмазов и решили сделать широкий жест, благородно перестав снимать пенки с г...вна — так нет, логика была другая. Какая? А такая, что пять лет волонтеры из ассоциации защиты бездомных требовали отменить плату за справление нужды.

Может, московские начальники не в курсе, как с этим делом обходятся столичные бомжи.
Если чиновники переоденутся в штатское подобно Гарун ар Рашиду и пройдут пешком по вверенному им городу, они, может, обратят внимание на бездомных, которые привольно раскинулись в подземных переходах в непосредственной близости от решеток, прикрывающих сточные канавы. Вот он, бесплатный аналог парижских туалетов. Наш им симметричный ответ! Кстати приблизительно так же обходятся люди улиц в Африке. Беда только в том, что эта бесплатная московская туалетность несколько опасней грузинского вина и Боржоми, с которыми, не щадя живота своего, боролись наши казенные патриоты.

Хотел я еще напомнить про туалеты на станциях парижского RER, то бишь электричек, которые соединены в одну сеть с метро и куда можно зайти по проездному билету — но это уж совсем высшая математика.

Что же касается московских синих пластиковых кабинок с резервуаром для нечистот, то не так уж они убоги.
Их и на просвещенном Западе можно увидеть. Правда, где-нибудь на стройплощадке вдали от цивилизации. Но уж никак в качестве капитального сооружения, которое красуется рядом с Большим театром или храмом Василия Блаженного.