Экономическая империя армии мешает развитию Египта
На модерации
Отложенный
Отели, автомобильные заводы, пекарни: египетские военные контролируют огромную теневую империю предприятий, которые находятся вне всякого контроля. Генералы блокируют реформы и парализуют экономику. Если это не изменится, то у следующего президента тоже не будет никаких шансов.
На площади Тахрир в эту ночь опять были танцы. Пришли сотни тысяч человек, чтобы отпраздновать свержение Мухаммеда Мурси из «Братьев-мусульман», президента, который пробудил их надежды на лучшую жизнь почти год назад. Теперь они празднуют переворот, завернувшись в египетский флаг. В небе над Каиром истребители военно-воздушных сил рисовали красные и белые конденсационные следы – цвета нации.
Однако радость обманчива. Ведь Мурси пришлось уйти в отставку, поскольку экономическая ситуация в государстве за время его правления ухудшилась, хотя он обещал египтянам лучшую жизнь. Теперь многие египтяне приветствуют военных – даже тех, которые также несут ответственность за торможение экономического подъема.
Египетская армия, насчитывающая 420 000 солдат, не только является самой большой армией региона; она контролирует обширную теневую империю предприятий, которые находятся вне всякого гражданского контроля и составляют, по некоторым оценкам, от 8 до 30 процентов годовой производительности экономики Египта. Теневая империя, которая приносит государству намного больше вреда, чем пользы.
Гранаты и спринклерные оросители
Маршировать и загребать миллиарды: эта стратегия появилась в 1979 году, когда Египет заключил мир со своим соседом Израилем. Тогдашний президент Анвар Садат сократил почти миллионную армию вдвое. Чтобы предоставить рабочие места безработным солдатам, армия создала гражданские предприятия.
Сегодня менеджеры в военной форме присутствуют практически во всех секторах египетской экономики. Генералы управляют птицефермами, пекарнями и консервными заводами, мусоросжигательными заводами и строительными компаниями, больницами, боулингами и общенациональной сетью заправок. И они подряжаются в качестве совладельцев пятизвездочных отелей: многие курорты на Синайском полуострове возникли на участках земли армии и сделали армейское командование богатым.
Заводы военного аппарата производят, по данным Федерации американских ученых, практически все: пулеметы, ножницы и швейные машины, противотанковые гранаты и косметику, нижнее белье и спринклерные оросители. Даже урны на президентских выборах 2012 года, на которых победил ныне свергнутый Мухаммед Мурси, были изготовлены на заводах, принадлежащих армии.
Таким образом, на протяжении десятилетий развивался огромный конгломерат, который предоставляет сотни тысяч рабочих мест, но в то же время пользуется многими несправедливыми привилегиями по сравнению с гражданскими предприятиями. Согласно сообщениям СМИ, призывники обязаны отработать несколько месяцев на предприятиях армии, благодаря чему предприятия получают в любое время приблизительно 100 тысяч выгодных рабочих, говорит экономист и эксперт по Ближнему Востоку Роберт Спрингборг. Кроме того, существует монополия на поставки и освобождение от налогов. Предприятия никому не должны раскрывать свои бухгалтерские книги.
Разрушительные последствия
Последствия разрушительны. Гражданский военный аппарат парализует конкуренцию, отпугивает иностранных инвесторов и осложняет модернизацию египетской экономики и, следовательно, экономический подъем. Четверо из десяти египтян до сих пор живут за установленной Организацией Объединенных Наций границей нищеты в два доллара в день, даже у более состоятельных молодых людей зачастую нет никаких карьерных перспектив.
До тех пор пока армия будет так же яростно защищать свою экономическую империю, как когда-то свою страну от персов, Египту едва ли можно помочь. До сих пор нет никаких признаков того, что военные отодвинут на задний план свои бизнес-интересы. Напротив, генералы в течение десятилетий лучше научились избегать экономических потерь.
Уже в начале 90-х годов министр обороны Юсеф Сабри Абу Талеб хотел прекратить гражданское предпринимательство армии, но был уволен. Его преемник Мухаммед Тантави, напротив, укрепил экономическую мощь армии. Ни один президент не мог или не хотел остановить деятельность военных на предпринимательском поприще. Мухаммед Мурси, первый президент без военного звания, также не решился пойти на это.
То, что ему пришлось уйти в отставку, также имеет экономические причины. Президент Египта не должен уменьшать прибыль генералов. Продолжающиеся беспорядки в стране, разделенной на противников и сторонников Мурси, именно это и вызвало: туристы едут отдыхать в другие страны, потребление уменьшается, и денег у генералов в кошельках становится меньше.
Танцоры на площади Тахрир получат нового президента. Однако он столкнется с теми же трудностями по реформированию экономики, что и отставленный президент Мухаммед Мурси.
Комментарии