Политолог: иностранные агенты должны и будут регистрироваться

Владимир Путин на встрече с правозащитниками обсудил действие Закона об иностранных агентах. Комментирует политолог Сергей МИХЕЕВ.

– Закон осложнил сильно жизнь НКО, работающим в политике. Осложнил возможности получения денег и осложнил всю их деятельность. Вообще им не хочется называться «иностранными агентами», потому что они понимают, что это может повредить их имиджу.

Действительно, закон об НКО – иностранных агентах, как говорится, «попал в точку». Он заставляет тех, кто получает деньги из-за рубежа, вылезать из полуподполья на свет Божий. И всем рассказывать, на чьи деньги и чем они в России занимаются. Им это делать неудобно, неприятно.

Да, в законе есть пункты, которые вызывают вопросы. Например, тем, кто занимается, скажем, экологией и другими социальными, а не политическими проблемами, тоже надо регистрироваться как «иностранному агенту».

Но президент Путин уже поручил подготовить поправки к закону, которые разделят НКО на политические и социальные. Всё-таки словосочетание «иностранный агент» в России для большинства людей имеет негативную коннотацию, то есть отрицательный смысл.

Однако как бы то ни было, президент Путин чётко подчеркнул, что требование регистрации организаций, занимающихся политикой, как иностранного агента не изменится.



Это абсолютно правильно: иностранные агенты должны регистрироваться. Ибо если вы получаете деньги за свою деятельность, связанную с политикой, из-за рубежа, то и государство, и общество имеют право об этом знать.

Почему это надо скрывать? Если скрываете – значит, у вас что-то не так, значит, как говорится, «рыльце в пушку». А если нечего скрывать, если ваша деятельность прозрачна и позитивна, нет никаких проблем в регистрации.

Но тем, кто реализовывал какие-то политические или околополитические проекты «двойного действия», всю полноту информации о которых желательно скрывать, – да, им закон весьма осложнил жизнь.

Раньше они просто говорили, что они «за всё хорошее против всего плохого». Они и сегодня могут это говорить, но только сообщив, что они «иностранные агенты». Это, конечно же, отбрасывает некую тень на их деятельность. Но что ж – такова жизнь.

В США подобный закон жёстче, но на это наши «либералы» не обращают внимания. У них и тут двойная мораль: США, которые считаются государством «первого сорта», имеют право на всё – а права стран «второго, третьего, четвёртого сорта» ограничены. Ссылка на такой закон в США понятна людям здравого смысла, однако у нас «либералы» мыслят иначе.